Управление общего образования сверило «кадровые» цифры по всем школам города. В этом году учебные заведения практически полностью обеспечены преподавателями — на 98%. Для сравнения: в 2012-м штаты были укомплектованы всего на 90%.
Утолили голод. Кадровый
Как пояснила начальник управления общего образования Татьяна Волнистова, хотя общая картина по школам выглядит неплохо, поле для работы еще есть. В 4-й школе открыты две вакансии — нужен учитель физкультуры и преподаватель по ОБЖ, в 6-й — ждут учителя иностранного языка, в 5-й школе с перегрузкой работает учитель алгебры и геометрии, там с удовольствием отдадут лишние часы, если найдут специалиста. Где-то нужен библиотекарь на ставку, требуется два педагога дополнительного образования. Но ситуация не критична и в целом беспокойства не вызывает.
Работа над ошибками
Если с количеством все в порядке, то как обстоит дело с качеством педагогических кадров?
На днях в соцсетях выложили кадры с урока физики в обнинской школе: учитель пишет на доске и делает грамматическую ошибку в слове «величина». Мнения разделились. Одни категорично заявляли, что безграмотному учителю не место в школе, другие стояли на его стороне — их дети как раз учатся у этого педагога, и родители отмечают, что с его приходом в школу ребятам стало интересно заниматься физикой. Характерно, что учитель — выпускник МГУ и пришел в школу по программе «Учитель России»
«Если говорить конкретно о данном случае, — поясняет Волнистова, — то снимок сделали, когда шла телесъемка во время урока. И учитель в тот момент очень волновался, поэтому и сделал описку. К тому же он технарь, трепетного отношения к русскому языку нет. Это от недостатка опыта. В школе на тот момент молодой педагог работал всего две недели. Хотя понятно, что случай вопиющий. Будем работать…»
Программа «Учитель России» в Обнинске обкатывается в двух школах — 7-й и 12-й. В этом году по ней приняли 13 учителей. Это профессионалы, не имеющие профильного педагогического образования. В принципе, идея не нова — в свое время в школы с удовольствием брали выпускников престижных вузов. Географами в школах работали выпускники геофака МГУ и Одесского гидромета, математиками — выпускники ИАТЭ, как, например, сама Татьяна Волнистова, которая тоже заканчивала обнинский вуз. Сейчас те, кто идет в школы, летом проходят дополнительную психо-педагогическую подготовку и сдают ЕГЭ по своему предмету.
Англичане из Балабанова
Если говорить о качестве преподавания, на протяжении последних лет родители, бывало, обращались в редакцию с претензиями — не всем нравилось, что ребятишек учат выпускники Балабановского филиала Московского государственного гуманитарного университета им.Шолохова. Особенно это касалось иностранного языка. Татьяна Валерьевна считает, что нельзя всех чесать под одну гребенку: «Уровень учителя во многом зависит от его личных качеств, желания «расти». Наша задача — предоставить ему возможность роста. Для учителей иностранного языка мы хотим сделать проект с участием носителей языка. Есть разработки для повышения уровня учителей химии — с участием Парка активных молекул. Сейчас к этой программе «пристегиваем» учителей физики. В Обнинске есть потенциал, есть ресурсы, чтобы наши учителя повышали свой уровень. Думаю, в течение года эти программы уже заработают».
Охота за головами
В Обнинске перед 1-м сентября обычно возникал ажиотаж с учителями первых классов. В этом году первоначально не было учителя для первачков только в 12-й школе. Но все решилось благополучно. Просто директор школы Алексей Гераськин оказался чересчур разборчив в подборе учителя.
Но разборчивы бывают не только директора, но и родители. В Обнинске есть несколько именитых учителей начальной школы, к которым родители загодя стоят в очереди, и попасть к ним получается далеко не всегда.
«Мы прекрасно знаем об этой ситуации, — говорит Татьяна Волнистова, — и выстроили систему наставничества. К такому учителю мы прикрепляем молодого педагога, которому более опытный коллега передает свои наработки, приемы, стиль ведения урока — и родители перестают относиться с недоверием к молодому учителю» Кстати, наши директора студентов-отличников отслеживают с университетской скамьи. И те охотно идут работать в Обнинск — ведь у нас работает программа компенсаций за поднаем жилья — а квартирный вопрос для учителей самый острый».