Вчера было официально объявлено об исключении всех российских вузов из болонской системы. Как это отразится на вузах региона?

Автор: 07 июня 2022 697
Вчера было официально объявлено об исключении всех российских вузов из болонской системы. Как это отразится на вузах региона?

Собственно говоря, о приостановке участия России в болонском процессе стало известно еще два месяца назад, так что новость не прозвучала громом среди ясного неба. Сейчас принято решение о постепенном переходе на отечественные «рельсы», тем более что к болонской системе, которая просуществовала у нас два десятка лет, накопилось немало претензий.

Сегодняшних абитуриентов, правда, реформы еще не коснутся. Так что выпускники школ могут спокойно сдавать ЕГЭ и подавать документы в понравившиеся вузы. Но в целом высшее образование стоит на пороге очередных реформ. Как к ним относятся у нас в регионе?

Образование в профиль

В Калуге их, по большей части, поддерживают. Там до сих пор испытывают ностальгию по глубине и широте советского образования. Ректор КГУ им. Циолковского Максим Казак подчеркивает: «Когда мы начали готовить учителей-бакалавров, то поняли: мы стали выпускать ребят, которым не хватает фундаментальности, не хватает широты знаний».

В обнинском ИАТЭ преподаватели тоже с позитивом воспринимают новые веяния. Все просто: подготовить инженера за 4 года просто невозможно. «Строго говоря, бакалавры, которых мы выпускали, особенно по атомным специальностям, и не шли на инженерные должности, — рассказывает заместитель директора института Евгений Чуркин. — Это требует других знаний. Они выполняли работу попроще, где и ответственность меньше. А потом те, кто хотел, доучивались в магистратуре. И с точки зрения подготовки узкоспециализированных специалистов — болонская двухуровневая система работала хорошо».

Сегодня в ИАТЭ продолжают набирать бакалавров по многим специальностям. И двухуровневая система вряд ли уйдет — об этом было уже не раз заявлено с министерского уровня. Что скоро изменится, так это принцип поступления в магистратуру. «Раньше, — продолжает Чуркин, — в магистратуру атомного вуза мог пойти чуть ли не железнодорожник, а этого быть не должно. Теперь две ступени образования связаны по профилю».

Знания или компетенции?

Экономистам и IT-шникам вполне достаточно четырех лет обучения. А инженер, врач и т.п.– это шесть лет. Но не срок обучения определяет главную разницу подходов: «В основе болонской системы лежит так называемый компетентностный подход, — рассказывает ректор СГТИ Екатерина Колесникова. — Выпускник должен владеть компетенциями: например, иметь навыки делового общения или способность отследить систему охраны труда на предприятия. У нас же система образования всегда стояла на трех китах: знания — умения — навыки. Понятно, как учить. Понятно, как проверить, насколько студент усвоил программу. Понятно, что на выходе. С компетенциями все куда сложнее — в программе вуза может быть полсотни предметов, а формировать надо 20 компетенций. И как их проверить? Да, постоянно придумываются индикаторы, но они «работают», как правило, на бумаге, а не в жизни».

Пожалуй, именно тут содержится большая боль отечественного образования. Вот уже почти десять лет вузы испытывают на прочность постоянным реформированием. По поводу того, насколько они были нужны, сейчас уже без толку спорить. Но то, что вузам опять придется кардинально меняться, это, что называется, медицинский факт.

Правда, с высоких трибун обещают, что рубить сплеча не будут. Что реформа будет идти мягко, что образование будут подправлять, а не «устраивать заново».

Впрочем, вопросов сейчас куда больше, чем ответов. Например, такой: что будет с иностранными студентами, которые получают у нас образование? «Всех студентов, которых мы набрали прежде, мы отучим до конца, — уверена директор ИАТЭ Татьяна Осипова. — Свои обязательства полностью выполним. Что касается долгосрочных планов, как будет вестись их прием в будущем, пока ясности нет. Ждем решений из центра».

Пример HTML-страницы
© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены