В Волгограде подвели итоги Всероссийского конкурса «Учитель года — 2020». В состав 15 лауреатов вошла Ольга Нужнова — учитель биологии 12-ой обнинской школы. В преподавании Ольга меньше четырех лет — и уже достигла таких высот! За всю историю конкурса педагог от Калужской области выходил на федеральный этап лишь однажды. Поэтому успех Ольги Нужновой — почетный не только для Обнинска, но и для всего региона в целом.
Стресс и опыт
«Очный тур в Волгограде проходил в условиях жесточайшего тайминга, — вспоминает Ольга. — Чтобы подготовиться к каждому мероприятию (а их за 10 дней было много), спать приходилось всего по три часа».
Сначала методическая мастерская — учитель рассказывает о своем опыте работы и методах, которые использует в преподавании. Следующий этап — урок у незнакомых детей. Здесь конкурсант уже показывает на практике методы, приемы и подходы, о которых говорил на методической мастерской. Затем классный час (с теми же ребятами) и мастер-класс — общение со взрослой аудиторией. На протяжении всех 10 дней Ольгу поддерживали не только близкие, но и коллеги из школы. Некоторые из них смотрели эфир целыми семьями.
«Когда находишься там, моральная поддержка очень важна», — признается учитель. Участие в конкурсе — это колоссальный стресс, но и огромный опыт. Точка роста личностного и профессионального.
15 лучших педагогов страны
На уроке
А теперь заглянем на урок к одному из лучших учителей страны. Пожалуй, самое интересное на занятиях Ольги Нужновой — это эксперименты. Вряд ли с этим бы поспорил кто-то из учеников. На своих уроках она использует разные приборы, например, «Эковизор» для оценки качества питьевой воды, определения ее жесткости. Ребята сравнивают воду из-под крана, кипяченую и бутилированную — проверяют содержание минеральных солей. Эта экспресс-диагностика может быть также использована для выявления пригодности воды для аквариумов, бассейнов, бытовой техники, гидропоники.
На конкурсном уроке в Волгограде Ольга изучала с детьми дыхательную систему человека и предложила им воспользоваться пульсоксиметром. Пандемия заставила многих горожан его приобрести. С его помощью измеряют уровень кислорода в крови. Эксперимент предварялся рассказом о работе сердца и о том, как кислород поступает в кровь.
Не менее интересные опыты Нужнова показывала ребятам на предыдущих конкурсных этапах — региональном и городском. Дети учились проверять йогурты и соки на различные добавки. И если для эксперимента с соком нужно специальное оборудование, то исследовать йогурт можно самостоятельно, с помощью простых химических реакций. «В тарелку с йогуртом капаем йод. Если цвет йогурта изменился — значит, в нем превышено содержание крахмала. Такой опыт дети могут проводить и дома с родителями. Еще йогурт можно проверить на наличие мела. Для этого в него нужно капнуть уксус. Если пойдут пузыри, значит, в нем есть известняк», — объясняет учитель биологии.
Конечно, такие опыты — отнюдь не «чистая» биология. А биохимия. И в этом — главная «фишка» подхода Ольги Нужновой к обучению. Учительница убеждена, что на уроках важно соединять разные дисциплины, чтобы понять суть процесса — биология+химия, биология+физика и т.д. «Ведь в природе и в живых организмах все это взаимосвязано. При таком подходе знания становятся ближе к жизни, практика получается лично значимой, применимой к каждому. «Ребенок пьет воду и сок, ест йогурт, а значит, должен внимательно относиться к их составу», — говорит учитель.
А еще на уроках Ольги ребята проводят виртуальные эксперименты — анализируют графики с помощью ноутбуков. Такие опыты вписываются в программу ЦОС и актуальны, например, при высокой стоимости настоящего прибора. Так, дети проводили виртуальную спирометрию — исследовали функции внешнего дыхания.
Планы на будущее
Несмотря на то, что в финальную пятерку лучших Ольга Нужнова не прошла, она не унывает. Ведь оказаться в числе 15 лауреатов — это уже большой успех. Участвовать в конкурсе «Учитель года» еще раз педагог не планирует, тем более что в следующий раз это можно сделать только через 3 года. Но что несомненно — так это то, что она воспользуется бесценным опытом коллег, который переняла во время конкурса. Ольга планирует включать в свои уроки нестандартные приемы, например, рок-музыку с элементами биологии. Но на это потребуется время.
Идти в ногу со временем, быть честной и открытой, рассказывать просто о сложном, а о простом — интересно — вот главные задачи, которые для себя ставит обнинская учительница.