Бондаренко с площади Бондаренко

Автор: 22 марта 2016 978
Иван Бондаренко Иван Бондаренко

Молодой ученый из ФЭИ может определить, есть ли капля воды в литре бензина

— Разумеется, я однофамилец Игоря Ильича, — смеется Иван Бондаренко в ответ на вопрос о том, уж не родственник ли он знаменитого физика. — Он мне не дедушка, да и внуков, насколько я знаю, у него нет. Но иногда иностранные коллеги удивляются моему рабочему почтовому адресу: Ivan Bondarenko, Bondarenko square: в вашу честь уже площадь назвали?

Случайное попадание

Сейчас Ивану Бондаренко 30 лет, он научный сотрудник отделения перспективных исследований. В ФЭИ работает 7 лет, а оказался в институте… случайно.

У этого «случая» есть имя, отчество и фамилия — Андрей Александрович Говердовский, сейчас уже генеральный директор ФЭИ, а в ту пору руководитель отдела и профессор ИАТЭ. «Я оканчивал институт по специальности «медицинская физика», — рассказывает Иван Бондаренко. — Защищал диплом в МРНЦ, но вакантных мест там не было, и куда мне устроиться на работу, я не знал. И в этот момент я на улице встретился с Андреем Александровичем, который читал у нас ядерную физику. Узнав о моем затруднении, он предложил работу в ФЭИ: «Толковые ребята нам нужны». Вот так Иван Бондаренко «прописался» на площади Бондаренко.

О пользе отпуска

Успех к молодому ученому пришел в прошлом году — он стал лауреатом конкурса «Инновационный лидер атомной отрасли». Началось же все с… отпуска.

Иван вместе с родителями отправился в Абхазию на автомобиле. Рулили с отцом попеременно. «Больше всего нас мучило качество бензина на заправках по трассе «Дон», — вспоминает ученый. — Машина чихала, кашляла. На честном слове доехали». Вот тогда-то он и задумался: а нельзя ли придумать способ, быстро и точно определяющий количество воды в бензине?

«До сих пор удивляюсь, как никто до нас до этого не додумался. Это же очень просто», — говорит Бондаренко. С другой стороны, ну, как просто? Основа установки — нейтронный генератор. Короткий нейтронный импульс, воздействуя на воду в топливе, определяет ее количество с точностью 0,015%. Другими словами, если есть хоть одна капля воды в литре бензина, это станет известно. Скорость анализа — 40 секунд. Аналогов в мире нет. А в ФЭИ есть. Пока, правда, в виде действующего макета.

Для АЗС

Разработанный метод, как говорит Бондаренко, может пригодиться крупным компаниям, владельцам АЗС. Ни для кого не секрет, что на заправках могут продавать «левый» некачественный бензин, прикрываясь известными брендами. «Компании из-за этого несут серьезные репутационные потери, теряют доверие потребителей, — объясняет ситуацию молодой ученый. — Они стараются проверять качество бензина на своих заправках, но существующие методы не точны и занимают много времени. А наше преимущество не только в точности и скорости. Для работы на установке не требуется специальных знаний, она работает автоматически, достаточно только нажать кнопку, с этим любой справится. Что еще важно — установка абсолютно радиационно безопасна. Никакого заражения произойти не может».

Для аэропортов

«Мы надеемся заинтересовать нашим методом и аэропорты, — делится планами на будущее Иван Бондаренко. — Вода — злейший враг авиационного топлива. Самолет летит на большой высоте, за бортом температура — минус пятьдесят градусов, и если кристаллики льда забьют фильтры, двигатель остановится. Чтобы этого не происходило, в топливо добавляют различные присадки — антикоррозионные и противокристаллизационные. Их льют с избытком, потому что безопасность — превыше всего. Но из-за этого повышается расход топлива и снижается ресурс работы двигателей. Если абсолютно точно знать, сколько воды в авиационном керосине, будет понятно, сколько необходимо присадок. Уменьшится расход топлива, увеличится срок работы двигателей. Сплошная экономия». Еще плюс — экономия времени. Топливо и сейчас проверяют на количество воды в нем химическим методом, но это долго, минимум 30 минут. Да и погрешность велика.

Еще одно интересное направление, где может пригодиться разработка ученых ФЭИ — нефтедобыча. Нефтяникам важно знать, сколько воды в добываемой нефти, и установка может определить эту величину автоматически без отбора пробы.

В ФЭИ надеются, что в скором времени удастся коммерциализировать разработку, а администрация института выдвинула Ивана Бондаренко на конкурс «Человек года — 2015» в номинации «Инновации».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены