Четырежды лауреат правительственной премии Вячеслав Самсонов: "От нашей работы зависят жизни людей"

Автор: 07 февраля 2019 1264
Вячеслав Самсонов Вячеслав Самсонов

«Остекление самолета — это «форпост», который обеспечивает безопасность полета», — уверен первый заместитель директора НПК «Стекло» обнинской «Технологии» Вячеслав Самсонов

 

«Технология» — уникальное предприятие, где работают уникальные люди. Вячеслав Самсонов — один из них. Он четырежды лауреат правительственной премии в области науки и техники — высшей награды в научной сфере! Таких «четырежды героев» в Обнинске только два — он и Александр Гавриилович Ромашин, первый директор предприятия, именем которого оно названо.

Самсонов пришел на «Технологию» в 1975 году молодым инженером, совсем пацаном, как сам признается. Сразу влился в работу по созданию уникального остекления для космического корабля «Буран».

Сегодня он — Почетный авиастроитель, автор более 60 научных трудов, обладатель 50 российских и международных авторских свидетельств и патентов. Он вкладывает свой ум, талант и труд в те проекты, которые без преувеличения стали базой конструкционной оптики авиационно-космического назначения.

Правительственная премия

Накануне Нового года коллектив ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина вновь получил премию правительства РФ в области науки и техники! Столь высокая награда присуждена за разработку высокопрочных облегченных гетерогенных композиций и монокомпозиций авиационного остекления на основе монолитного поликарбоната и технологии их производства. Это коллективная работа, которой руководил непосредственно Вячеслав Самсонов. Совместно с обнинским предприятием над новым авиационным остеклением трудились также коллеги из ОКБ Сухого, ВНИИАМа и Института пластмасс. Всего — 10 человек. Но большинство награжденных работают именно на обнинской «Технологии».

Птица против самолета

Согласно исследованиям Международной организации гражданской авиации, которая следит за безопасностью полетов и дает «путевку в жизнь» конструкциям летательных аппаратов, за год в мире самолеты сталкиваются с птицами порядка 5 тысяч раз. При этом в 20% случаев пернатые попадают именно в остекление лайнеров. Не дай Бог, птица врежется в кабину пилота и стекло «пойдет по швам».

Испытания прошли успешно

 

Тогда безо­пасность жизни людей окажется под большим вопросом. И история знает немало подобных трагических случаев. А потому ученые всего мира постоянно работают над совершенствованием авиационного остекления и увеличением его прочности.

В Обнинске же предложили уникальную технологию: оснастить самолеты поликарбонатным стеклом.

Опередив американцев и китайцев

Традиционно в авиации используют два вида стекла — силикатное и органическое. Сделать их прочными — целая история. Есть несколько способов. Например, силикатное стекло для этого опускают в ванну с растворами кислот. А чтобы придать прочность органическому стеклу, его очень сильно нагревают, а потом растягивают в разные стороны. Но все эти технологии крайне затратные по деньгам, не говоря уж об экологической стороне вопроса.

В то же время существует поликарбонат: по своей ударной вязкости он в 100 раз превосходит силикатное стекло и на порядок — органическое.

«Потому мы и взяли этот материал за основу. И были первыми в России, кто начал применять его для остекления самолетов, — рассказывает Вячеслав Самсонов. — Здесь особый акцент стоит сделать на технологии получения стекла. Нужно сказать, первыми стали использовать поликарбонат в авиации американцы. Следом шли китайцы и мы. Но если говорить о США и Китае, они получают изделие поликарбонатного остекления путем литья под давлением. Я сам видел. Установка весом в 500 тонн создает мощное давление, под воздействием которого расплавленный поликарбонат вдавливается в формовую оснастку. И получается стекло. Но это крайне трудоемкое и энергозатратное производство.

Мы пошли иным, более простым путем — взяли лист оптического поликарбоната и научились формовать его».

В этой «простоте» и заключена квинтэссенция работы. Сделать прочное и легкое стекло для авиации, понятное дело, на коленке не получится. Нужно высокотехнологичное оборудование. Приобрести его нельзя ни за рубежом, ни в России — обнинская технология уникальна. А потому и «готовых» станков для нее нет. На предприятии создали термостат, аналогов которому в стране не существует, и начали формовать непосредственно из листа поликарбоната нужное изделие, которое по качественным характеристикам соответствует авиационным требованиям. Затраты меньше, а качество не уступает, если не превосходит, зарубежные аналоги.

«Дальше начались испытания, — продолжает Самсонов. — Многие, наверное, слышали истории о том, как испытывают стекла самолетов: из специальной «пушки» стреляют по кабине курицами, чтобы смоделировать ситуацию лобового столкновения с птицами. Так и мы делали. «Пушку» заряжали птицей. Весом 1,8 кг, как упитанная ворона, которые чаще всего и попадаются на аэродромах. Испытания показали, что у нашего изделия прочность в 1,5 раза выше, чем у силикатного стекла. А еще оно в 1,5 раза легче. То есть нами удалось и вес снизить, и прочность повысить. Другой положительный момент: поликарбонатные стекла не дают трещин и осколков при столкновении, что очень важно для безопасности работы пилота».

От военной к гражданской авиации

Сегодня поликарбонатными стеклами от ОНПП «Технология» оснащены самые современные боевые машины. Они уже стоят на истребителе Су-57, ведутся работы по остеклению вертолета Ка-62, в скором времени заменят стекла на других моделях боевых самолетов.

Теперь обнинское предприятие ждет следующий этап — оснащение новым гетерогенным (силикатно-поликарбонатным) остеклением гражданских отечественных авиалайнеров RRJ-75 и МС-21. Сейчас ведется работа с заказчиками в части согласования технической документации. У обнинской «Технологии» самые высокие шансы на успешное выполнение данных работ.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены