Давид Гонюх. Человек солнца

Автор: 10 сентября 2019 641
Давид Гонюх. Человек солнца

Давид Гонюх, президент обнинского джаз-клуба, не любил местных журналистов. «От того, что пишут о наших концертах, у меня волосы встают дыбом», — говорил он. Мне от него, правда, досталось только раз. Лет десять назад перед началом выступления какой-то американской «звезды», Давид Абрамович, увидев меня в фойе, довольно жестко отчитал: «Почему в вашей газете написано, что музыкант из Вашингтона? Он же из Нью-Йорка! Ты что (а мы давно были на ты), не понимаешь разницы? Нью-Йорк — мировая столица джаза, а Вашингтон — захолустье!» Я в ответ ничего не сказал. Во-первых, то был не мой грех, чего оправдываться? А во-вторых, Давид за несколько минут до начала концерта всегда был таким взвинченным, что лучше было просто промолчать. Поберечь нервы — и себе, и ему

«Многие джазмены сыграли свои лучшие концерты в Обнинске»

Я лично эту фразу слышал от Алексея Баташева раз пять, если не больше. Баташев — самый авторитетный джазовый музыковед страны, преподавал историю джаза в американских университетах. Человек огромного обаяния. Как он вел концерты в джаз-клубе — заслушаешься! Почти тридцать лет он сюда ездил, пока не подкосила болезнь. Спустя годы, оглядываясь назад, понимаешь масштаб этой личности. А кто сделал так, чтобы Баташев был частым гостем в Обнинске? Это заслуга Гонюха.

Кто сделал так, что в Обнинске выступали Давид Голощекин, Аркадий Шилклопер, Алексей Кузнецов, Станислав Ростоцкий, Андрей Кондаков — какие имена! Перечислить всех места не хватит. А еще — музыканты из Америки, Австралии, Бразилии, многих европейских стран. И это тоже — заслуга Гонюха. Обнинская публика тогда воспринимала это как должное. А сейчас мы понимаем, что потеряли. И ведь правда — джазисты играли на сцене ДК ФЭИ будто в последний раз. Однажды на каком-то концерте обалдевший от восторга зритель крикнул музыкантам: «Ну, вы, блин, даете!» — атмосфера единения публики и артистов позволяла.

Как это ему удалось? «Звезды» джаза — они же «небожители», как до них дотянуться?

«Джазовый мир невелик, — объясняет соратник Гонюха по джаз-клубу Алексей Анохин. — И человеческие отношения там ценятся не менее, чем везде. Давид организовывал концерты так, чтобы все было на самом высоком уровне, он создавал музыкантам наилучшие условия. Этим и стал известен в джазовом кругу. Исполнители, конечно, получали гонорар, но не ради денег сюда ехали, их манила атмосфера дружбы и братства, которую умел создавать Давид».

Давид Абрамович умер весной 2015 года в возрасте 69 лет. Через год состоялся концерт его памяти. Выступали великие музыканты, в том числе Андрей Кондаков и Алексей Кузнецов — без гонорара, из уважения к покойному президенту джаз-клуба.

Алексей Баташев (слева) и Давид Гонюх

Другая жизнь

Гонюх останется в памяти многих обнинцев, в первую очередь, как организатор блистательных концертов. Но он еще и ученый. Закончив Харьковский институт радиоэлектроники, приехал в Обнинск по распределению в 1970 году в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), где и работал до самой смерти. Разрабатывал аппаратуру по изучению Солнца. Его прибор был установлен на станции «Фобос-2», которая в 1989 году долетела до Марса. Это можно назвать самым дальним обнинским «экспортом». Давид Абрамович руководил в ЦКБ отделом гелиофизики и космоса, защитил кандидатскую.

«У него были очень большие познания в этой области, — вспоминает начальник ЦКБ Сергей Сарычев. — Отличался невероятным трудолюбием и упорством. Был образцом порядочности. Если что пообещает, обязательно сделает. Его приборы до сих пор работают на космических спутниках». Давид Абрамович был въедлив до невозможности. О нем говорят, что он сам сопровождал свои приборы от чертежного кульмана до установки на космический корабль, следил за каждой операцией на производстве, проводил многомесячные испытания. На его счету несколько изобретений и десятки публикаций в научных журналах.

— Давид, что для тебя важнее, работа или джаз? — спросил я его однажды.

— Мне все интересно, — ответил он. Работа — это работа, а джаз — все-таки хобби.

Хобби

…Давид начал как музыкант, еще учась в школе — в русском народном оркестре он играл на царь-инструменте — бас-балалайке, огромной такой штуковине, опирающейся штырем на пол. Это в какой-то степени определило выбор следующего инструмента. Когда стал студентом, увлекся джазом и стал играть на контрабасе. Кстати, никакого музыкального образования у Давида не было — самоучка.

Когда приехал в Обнинск, а город тогда был совсем небольшой, быстро нашел единомышленников — пришел в эстрадный оркестр ДК ФЭИ. Давиду не очень нравилось играть простые мелодии в духе Силантьева, и вскоре возник «Обнинский диксиленд», чтобы исполнять любимые джазовые стандарты.

Потом обнинские джазмены стали по вечерам дважды в неделю ездить в Москву учиться в студии ДК «Замоскворечье». Как говорит коллега Гонюха по джазу Георгий Спрыгин, начинали учиться семеро, а двухлетний курс они окончили вдвоем: «Давид был очень упорный». Эти занятия определили дальнейшую судьбу Гонюха. Именно в «Замоскворечье» он познакомился с Баташевым, который укрепил того в стремлении организовать в Обнинске джаз-клуб.

Советская власть поддерживала инициативных людей, но держала их в идеологической узде. Джаз к 1980-му году уже давно не воспринимался как «музыка толстых», но эта музыка все-таки вызывала опасения у начальства. Поэтому начальник городского отдела культуры Виктор Звездов перед первым вечером обнинского джаз-клуба напутствовал Давида Гонюха: «Чтоб никакой американщины!» Пришел Виктор Максимович перед концертом в зал ДК ФЭИ, а на сцене вывеска JAZZ, украшенная белыми звездами. Звездов возмутился: «Что за американщина!»

— Звезды — это наш советский символ, — возразил Гонюх.

— А почему белые? — продолжал негодовать начальник.

Тем не менее запрещать ничего не стал, и 28 января 1980 года состоялся первый концерт обнинского джаз-клуба. Его вел Алексей Баташев, а выступали герои варшавского фестиваля Jazz Jembory трио Алексея Кузнецова. «Эти ребята — какие-то кудесники», — написал потом в газетной заметке журналист Евгений Еремеев

35 лет обнинским джаз-клубом руководил Давид Гонюх. Более 150 концертов организовал он. Еще — летние фестивали диксилендов, на которые приезжали лучшие оркестры страны. Выступал на сцене сам, ездил на гастроли по многим городам страны. Как его на все хватало?

«Он — настоящий интеллигент, — вспоминает друга Александр Зисман, тоже один из столпов обнинской культуры. — Давид организовывал духовное пространство вокруг себя просто своим присутствием».

***

Прощание с Давидом Гонюхом проходило в ДК ФЭИ. Джазовые музыканты, одетые в черное, играли печальные мелодии. А люди с розами и гвоздиками все шли и шли. Сотни людей…

 

 

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены