Директор гимназии

Автор: 02 апреля 2019 1459
Александр Сухарев, 1981 Александр Сухарев, 1981

Александр Сухарев не хотел становиться учителем, мечтал об офицерской карьере. Но на пути в военное училище встала медкомиссия — и завернула его. Пришлось ученику поселковой школы в Козельском районе задуматься о мирной профессии. На окончательный выбор повлиял любимый учитель-физик Валентин Сергеевич, ему хотелось подражать. Да и подружка по детским играм, годом старше, поступила в Калужский пед. Так что человек предполагает, а судьба располагает. Сейчас Александру Егоровичу уже 54. Обычно, к этому возрасту учителя выгорают, однако его глаза уставшими не назовешь — бесенята в них еще прыгают, никуда не делись. «Я не жалею о выбранном пути», — когда он это говорит, видно, что не обманывает. Хотя директорская жизнь вовсе не сахар.

Шишки

— Как день прошел? — спрашиваю Сухарева.

— Как обычно, — отвечает он. — Провел совещание, потом разбирался с заявлениями, затем уроки были — это отдушина.

— Подозреваю, как женский коллектив выносит мозг, — сочувствую директору гимназии…

— Да, всякое бывает, — развеселился Александр Егорович. — Но от этого коллектива никуда не денешься. Бегают ко мне жаловаться друг на друга. Чисто как дети.

— А дети жалуются на учителей?

— Не без этого. Сегодня, например, разбирался с заявлением о необъективных оценках. Старшеклассники имеют право обращаться ко мне с жалобами без родителей.

Но внутренние разборки — дело привычное, на то и директор, чтобы всех успокоить и, если надо, пожалеть. Но когда сыплются шишки сверху, это гораздо хуже. Вот пример. В 2014-м, он, недовольный новым порядком начисления зарплаты учителям гимназии, официально обратился к мэру Александру Авдееву с предложением сделать этот порядок более справедливым. В ответ ему предложили… возглавить школу № 10! Для понимания: гимназия — во главе рейтинга обнинских школ, а «десятая» — во второй его части. Сухарев отказался. «Ждите уведомление о прекращении контракта», — объявили ему вердикт. Что ж, пришел к себе в кабинет, вызвал заместителей, объяснил им «политику партии», собрал вещи… Но день шел за днем, а уведомления не было. И объяснений тоже никаких не было. Несколько месяцев Сухарев находился «в подвешенном состоянии», а потом плюнул и думать об этом забыл. 

Пряники

И в то же время директорская жизнь состоит не только из огорчений. Вот, совсем скоро Сухареву предстоит полет в Томск, и своей радости по этому поводу Александр Егорович не скрывает. Радость не только в факте путешествия. Его ученик (не как директора, а как преподавателя физики) пробился в финал всероссийской предметной олимпиады, который будет проходить в тамошнем университете. Подготовить участника «всеросса» — это очень высокое педагогическое достижение. И таких учеников у Сухарева за жизнь было трое. Сколько еще в Обнинске учителей может похвастаться таким числом? Пальцев одной руки хватит посчитать.

А осенью прошлого года ему привалило счастья уже как директору — обнинская гимназия стала одним из победителей всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров». Дипломы выдавали в Петербурге. На торжественном мероприятии Александр Егорович немножко поозорничал — поработал на подтанцовке у певца Корнелюка.

…Когда он заседает, как депутат, в городском Собрании с каменным выражением лица, разве подумаешь, что этот человек — мастер танго? Да, Сухарев умеет бывать разным. Хорошо танцевать он научился еще в школе. Потом студентом Калужского пединститута ходил в кружок народного танца — лихо отплясывал «Яблочко». Не так давно в гимназии прошел конкурс «Две звезды» — соревновались парные номера художественной самодеятельности, учитель плюс ученик. Александр Егорович показывает мне видеозапись на смартфоне, как он танцует танго с 11-классницей в длинном красном платье — зал просто ревет от восторга, а директор-то — вполне еще ничего движется, хорошую танцевальную подготовку никуда не спрячешь.

— Неужели все у вас так гладко? Признайтесь, а на работе вы орете?

— Избави бог, — отвечает он. — Кричать в гимназии не принято. Поводов повышать голос у нас гораздо меньше, чем в любых других школах.

— И что, никогда-никогда?

— Бывает, повышаю голос, но не как директор, а как учитель. Когда не вижу результата своего труда на уроке. Я выложился на 100 %, а толку нет — у кого-то в одно ухо влетело, в другое вылетело.

Между прочим, даже самые заядлые гуманитарии вспоминают гимназические уроки физики, как одни из самых интересных. Всякая сухая теория подтверждается интересной практикой. Да что там говорить, у Сухарева даже электронный микроскоп есть.

Берешь CD-диск, ничего необычного в нем вроде нет, привычная вещь. А через прибор видно, что он в дырочках — вот вам и наглядность лазерных технологий.

— Кем больше нравится быть, учителем или директором?

— Учителем. Мне нравится вести уроки. Особенно в старших классах, у меня свободный стиль общения с учениками. Старшеклассники уже понимают мои шутки.

— Вас боятся?

— Думаю, что нет. Потому что я «белый и пушистый». И не злопамятный.

— Злые учителя в гимназии есть?

— Есть жесткие и требовательные. А злых не держим.

Директор обнинской гимназии помогает Игорю Корнелюку

Лидер

«Мы с женой до сих пор спорим, кто был лучшим студентом. Мы в одной группе учились, — рассказывает Сухарев. — Я на первом курсе автоматом получил «пятерку» по истории партии. Знаете, почему? Преподаватель попросил решить несколько контрольных по матанализу для своего племянника, а это для меня семечки».

Круглым отличником не был, но по профильным предметам получал только «пятерки». Когда в знаменитой калужской школе № 5 заболел физик, Сухарева, как примерного студента, попросили вести там уроки. И на 5-м курсе он чаще ходил в школу, чем в институт.

— А вы случаем не были ли членом комитета комсомола?

— Да, был членом институтского комитета, возглавлял сектор научно-исследовательской работы. Старшекурсником работал ассистентом в физической лаборатории. За это даже деньги платили.

При этом его трудно назвать «примерным мальчиком». Из комсомольской работы студенческих лет ему больше всего запомнилось, «как мы отжигали на дискотеке под Ottawan после городской конференции». Это он сам сказал, я за язык не тянул.

В Обнинск он переехал в 1987 году, отработав год в Козельске, жена отсюда родом. В то время устроиться на работу в обнинскую школу было практически нереально. «Я в гороно пришел, как говорится, с улицы, — говорит Сухарев. — поговорил с заведующей, Евдокией Дмитриевной Логвиновской. И она добилась моего перевода». Пять лет работал в школе № 1. А потом молодому талантливому учителю предложила место директор гимназии Валентина Ивановна Гончарова. Через два года она сделала его завучем. С 2007-го он — директор.

…По результатам независимой оценки, обнинская гимназия на протяжении нескольких последних лет входит в число ста лучших школ страны и является лучшей школой Калужской области.

 

 

 

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены