Маслевская — пророк в образовании

Автор: 20 января 2015 1172
Раиса Павловна Маслевская — любимый учитель и талантливый педагог (Фото Ольги Храпоневич) Раиса Павловна Маслевская — любимый учитель и талантливый педагог (Фото Ольги Храпоневич)

Именно так называют Раису Павловну Маслевскую педагоги города. Тот подход к образовательному процессу, который она начала вводить еще в самом начале 80-х, сейчас стал общегосударственным

Раису Павловну, учителя истории, назначили директором 6-й школы в 1978 году.

И возглавляла она это учебное учреждение 33 года.

…Сейчас, оглядываясь назад, мы видим конец семидесятых подернутым некой розовой дымкой. В 78-м школы Обнинска показывали очень хороший уровень образования, дети были нацелены на учебу, и по-другому в городе первой в мире АЭС, где подавляющее большинство взрослых трудились в НИИ, и быть не могло. Сфера педагогики казалась незыблемой, и о проблемах «гуманизации и гуманитаризации образования», которые стали широко обсуждать в девяностые, еще не было опубликовано ни одной статьи. Директор же 6-й школы уже в то время мечтала о перестройке школьной программы. Вспоминает ученица Раисы Павловны Марина Сироткина: «Мы учились в старших классах, историю преподавала Раиса Павловна. На уроках зачастую обсуждали не только «дела минувших дней», но и проблемы, которые были актуальны в то время, а именно в 80-81-м году. Прекрасно помню, как Раиса Павловна говорила о том, что в школьной программе не хватает эстетической составляющей — музыки, рисования, танцев — то есть не столько образовательных предметов, сколько элементов воспитания личности. Она собиралась заняться реформой школы. И мне было очень жаль, что мы уже выпускаемся — очень хотелось посмотреть, как здесь все будет устроено. Позже я отдала обоих своих детей учиться именно в эту школу» 

Татьяна Алексеевна Мачула, директор Обнинской свободной школы, долгое время работавшая с Маслевской, говорит: «Раиса Павловна вводила в образовательный процесс то, что сейчас называют «инновационными приемами педагогики». Она же исходила из своего педагогического опыта, здравого смысла и любви к детям. Отсюда и обогащение содержания образовательного процесса, и индивидуальные программы развития каждого ученика, и прочее, что сейчас закреплено на государственном уровне в виде новых образовательных стандартов». 

Вот каким курсом двигалась школа под руководством Маслевской. Спустя три года после ее назначения, в 81-м, Детская музыкальная школа № 1 открывает здесь отделение общего эстетического воспитания, и 6-я школа становится первой в городе учебным заведением полного дня с углубленным эстетическим воспитанием. В 84-м оно работает под эгидой Научно-исследовательского института художественного воспитания Российской академии образования. В 89-м — получает статус экспериментальной площадки при Министерстве образования СССР по разработке методов суггестивной педагогики. В 90-м — начато сотрудничество с Институтом развития личности Российской Академии образования. В 92-м — школа становится лицеем. Причем употребляется термин «гуманитарный лицей»: не удивительно — в школе выпускается ученический журнал «Лидер-times», издается литературно-поэтический альманах «Восхождение», работают две театральные студии, литературный салон «Пушкинское общество»… Золотой век лицея — девяностые и начало двухтысячных. Пик педагогической деятельности Маслевской — в 2001-м пять учеников школы получают золотые медали. Рекордное число. Среди учителей — пятеро имеют почетное звание «лучший педагог», один из учителей — кандидат педагогических наук.

«Раиса Павловна — яркая творческая личность, — говорят ее коллеги. — Высокий интеллект, эрудированность, литературный дар, талант организатора — такой сплав позволил ей стать преподавателем, опередившим время». А ученики Раисы Павловны отмечают и другие качества. «Это очень яркий и очень добрый человек, — говорит депутат городского Собрания Александр Силуянов. — У нас сохранились самые теплые воспоминания о школе, и я с большим удовольствием все эти годы поддерживаю отношения с Раисой Павловной, которая осталась моим учителем и близким человеком и с удовольствием слежу за ее литературным творчеством, которому она сейчас уделяют свое время» 

Дополнения к материалу:

[toggle_box]
[toggle_item icon="no" title="Выпускники 6-й школы — ее гордость:"]

Дмитрий Замятин, в будущем основоположник гуманитарной географии, культуролог, эссеист

Ярослав Антонов, в будущем двукратный чемпион Европы по волейболу, лучший волейболист мира 1987 года

Игорь Сокрустов, в будущем шахматный тренер и международный арбитр.

Петр Резвых, в будущем историк философии, ведущий российский специалист по философии Шеллинга

Дмитрий Цапук, в будущем российский географ, картограф, педагог

Игорь Милюков, в будущем певец-тенор, лауреат премии «Овация» (2008).

Глеб Запальский, в будущем российский историк, автор книги «Оптина пустынь и ее воспитанники»

[/toggle_item]
[/toggle_box]

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены