Раиса Маслевская. Опередившая время

Автор: 04 июня 2019 2697
Раиса Маслевская. Опередившая время

В 2018 году бывший директор школы № 6 Раиса Павловна Маслевская представляла свою книгу «Педагогические искания» в городском музее. Произносились приличествующие случаю речи. Запомнилось, как выступала начальник управления образования Татьяна Волнистова. «Вы опередили время, — сказала она, обращаясь к Маслевской. — Мы будем стараться распространить ваш опыт»

Что же такого особенного и передового сделала Раиса Павловна? Она объединила две школы — обычную общеобразовательную и музыкальную. Точнее, при ее школе № 6 возникло отделение эстетического воспитания. Произошло это в 1981 году. Это означало, что каждый, буквально каждый ученик, кроме обычных уроков, должен был ходить на специальность (фортепиано, баян и т.д.), сольфеджио, музыкальную литературу. Обязательными предметами стали хореография, именуемая ритмикой, театр и хор, как же без него. Вся школа ходила ходуном — пела и плясала.

Взгляд изнутри

Я сам хорошо помню, что происходило в школе № 6 в 80-е годы — работал в ней 10 лет, в самую радостную эпоху ее истории. Получить место учителя в те годы в Обнинске было непросто. Я, отработав после пединститута 4 года в далекой сельской школе, вернулся домой. Стал ходить по школам — везде отказ, вакансий нет. Пришел в школу № 6.

— У нас школа с эстетическим уклоном, — сказала мне Маслевская при первой встрече.

— Прекрасно! — обрадовался я. — У меня богатый опыт сценических выступлений. В сельской школе у меня был театр, и я мечтаю создать театр и в вашей школе.

— Я вас беру! — сразу нашла во мне единомышленника Раиса Павловна.

Вот так мне, 25-летнему, улыбнулась судьба. Я стал человеком команды Маслевской, и она меня во всем поддерживала и заступалась. С первого же года работы у нее я повел новый предмет «сценическое искусство». Новый — для себя, города и, подозреваю, что и для страны тоже. Программу написал, разумеется, сам, Маслевская утвердила — и вперед. При каком еще директоре школы в СССР такое было возможным?

Мало того, через два года я понял, что не справляюсь — талантливых детей слишком много. Уговорил тогдашнего своего приятеля Олега Демидова организовать в школе еще один театр. Раиса Павловна и его с удовольствием приняла. Где это видано, где это слыхано: в одной школе — два театра, несколько танцевальных коллективов, пять хоров, духовой оркестр. Школа была в состоянии в любое время дать очень даже нескучный двухчасовой концерт да еще два «полноформатных» спектакля в придачу. И, конечно, гастроли — Ленинград, Москва, Тула, Калинин (Тверь), Калуга. Мой театр «Первый шаг» в 1989-м стал лауреатом всероссийского фестиваля в Артеке.

А учиться-то у детей время есть? И здесь все хорошо — школа показывает очень хорошие результаты и по качеству образования считается одной из лучших в городе.

Все прекрасно? Да как сказать. Была и другая правда. Курс музыкальной школы до конца проходила примерно только четверть учеников, остальные — бросали. Обязательные занятия предметами эстетического цикла для многих превращались в муку. И мне, классному руководителю, не раз приходилось вытаскивать прячущихся по школьным закоулкам мальчишек и силком отводить их на баян или трубу.

…Очередной педсовет в году 1990-м. Выступаю. Говорю о том, что у нас желаемое выдается за действительное: «Большинство учеников не могут отличить Баха от Бетховена, а многие вообще не имеют о них никакого понятия. Эксперимент не принес результата». В ответ «засверкали молнии и грянул гром» — никогда я не видел Маслевскую такой разбушевавшейся.

Теперь, по прошествии многих лет, думаю, что все-таки не зря Раиса Павловна затеяла это дело. Например, из моего очень сложного по составу класса все, кроме одного, стали вполне приличными людьми. Не стану категорично утверждать, что этому поспособствовали предметы «эстетического цикла». Но с фактом не поспоришь.

Выступление Р.П. Маслевской на всесоюзном семинаре.1990 год

Девочка из смоленской деревни

Когда немцы без боя вошли в смоленское село Царево-Займище в октябре 1941 года, Рае Давыдовой было 6 лет. Она все помнит. Что было самое страшное? Бомбежки. В их большом доме размещался немецкий штаб, и наши самолеты пытались его разбомбить. Однажды бомба разорвалась совсем рядом. «Это была трагическая ночь. Стены дома изрешетило, стекла выбило, на самоваре мы насчитали десятки дыр от осколков, но стены с крышей устояли, и мы остались живы», — вспоминает Раиса Павловна.

Полтора года оккупации и постоянного страха. Бой за освобождение села в марте 1943-го был тяжелым — много полегло наших солдат. Местные женщины выкопали огромную братскую могилу и похоронили их с завываниями и молитвами. «Мы, дети, стояли замершие от этого ужасного зрелища», — навсегда врезалось в ее память.

В первый класс она пошла 20 марта 1943 года. Для такого торжества мама сшила для нее белое платье из парашюта. Училась легко и с удовольствием. «Золотая голова!» — хвалила учительница. Гуманитарные предметы нравились больше, хотя и по математике были сплошные пятерки. Рано начала писать стихи. И не бросала этого увлечения потом никогда. Уже в солидном возрасте издала несколько поэтических сборников.

Студенткой исторического факультета Смоленского педагогического института увлекалась еще и спортом, отлично бегала и играла в настольный теннис и волейбол. Сборная будущих учителей на волейбольной площадке победила физкультурный институт. Училась прекрасно. Красный диплом.

От воспитателя до директора

В Обнинск она приехала в 1959 году по распределению — в школу-интернат. И попала в самый низ педагогической иерархии — не учителем даже, воспитателем: накормить, вытереть сопли, помочь сделать уроки, развлечь, уложить спать — адова работа. И так — девять лет, пока не открылась школа №7. Ей удалось перейти туда, но тоже вовсе не на лидирующую позицию — воспитателем группы продленного дня. Но когда наконец-то стала вести уроки истории, крылья расправились и учительский талант раскрылся во всей красе. Дети в кабинет истории идут как на праздник, а сам кабинет на областном конкурсе объявляют лучшим и образцовым.

Обычно таких учителей начальство старается продвинуть вверх. Маслевская получает предложение занять должность заместителя директора по воспитательной работе в школе № 6. Но она отказывается: ее родной класс, которым она руководит, — выпускной. Она не может бросить детей на пороге выпуска, прикипела к ним сердцем. Два года спустя, в 1978-м, ей делают новое предложение — возглавить школу № 6. Она соглашается.

Школа производит на нее удручающее впечатление — ученики курят в туалетах, внутри все обшарпано и неуютно, педагогический коллектив расколот на два лагеря. Подарочек, одним словом.

Звездные годы

Маслевская была директором школы 30 лет. Начала с того, что распорядилась как следует отмыть коридоры и кабинеты и объявила беспощадную борьбу с курением — уже через год школа засияла. Но этого же мало, правда? Раиса Павловна пришла на директорскую должность с твердым убеждением — детей надо воспитывать искусством, неталантливых не бывает. Хорошо получается рисовать — рисуй. Не получается? Давай попробуем заняться музыкой. Или театром. «Искусство формирует душу» — с этим лозунгом она начала реформировать школу: заключает соглашение с музыкальной школой № 1 о создании филиала, и школа № 6 зазвучала музыкальными инструментами. Один из кабинетов переделали в хореографический класс — зеркала во всю стену, балетные станки. В кабинете труда для девочек установлены вязальные машины. Появляется изостудия, и, конечно, театр.

Школа становится одной из самых необычных в СССР — и на нее обращают внимание из Москвы. Академия педагогических наук поддерживает передовой опыт, и в 1987 году школа получает статус «опорной» при АПН СССР — это супердостижение. Здесь проходят всесоюзные семинары — посмотреть на опыт работы диковинной школы едут специалисты со всего Союза. И вот «звездный час» — Маслевская в прямом эфире центрального телевидения! Потом по заказу министерства просвещения о школе снимается документальный фильм. Однако городской отдел образования делает вид, что ничего не произошло — нет пророка в своем отечестве — и идею Маслевской создать в городе школу-комплекс из трех учебных заведений под одним началом рубят на корню.

История все расставила на свои места — Раисе Павловне уже в новом веке присвоили звания Заслуженного учителя России и Почетного гражданина Обнинска.

Не так давно мы случайно встретились. Она, вся в белом, сидела в сквере на скамейке и читала Ахматову. Разговорились о главном. «Сейчас, я вижу, поддерживают только одаренных детей, а на остальных махнули рукой, — сказала Раиса Павловна. — Это неправильно. Надо «крутить» всех». Она, опередившая время, верит, что когда-нибудь везде будет так, как в ее школе в 80-е годы.

 

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены