Хозяйское отношение

Автор: 31 мая 2013 743

Специалисты констатируют: сегодня бюджетные организации, которые «живут» за счет города, стали куда бережнее относиться к народным деньгам.

Термин «муниципальные торги» в городе широко известен — такая работа ведется далеко не первый год. Но при этом срывы все равно случаются. За примерами далеко ходить не надо: в прошлом году банальный ремонт дорог отложили на позднюю осень. Власти города тогда объясняли: не провели вовремя торги, были срывы аукционов. Для простых горожан эти формулировки несут минимум полезной информации. Сегодня их разъясняет начальник отдела муниципальных заказов Ирина Демина.

Специалисты констатируют: сегодня бюджетные организации, которые «живут» за счет города, стали куда бережнее относиться к народным деньгам.

Термин «муниципальные торги» в городе широко известен — такая работа ведется далеко не первый год. Но при этом срывы все равно случаются. За примерами далеко ходить не надо: в прошлом году банальный ремонт дорог отложили на позднюю осень. Власти города тогда объясняли: не провели вовремя торги, были срывы аукционов. Для простых горожан эти формулировки несут минимум полезной информации. Сегодня их разъясняет начальник отдела муниципальных заказов Ирина Демина.

Демина. Действительно, бывает, что торги признают несостоявшимися. Причин может быть несколько. Сформированная заявка никого не заинтересовала. Или изменилась ситуация на рынке, и поставщик не готов исполнять предъявленные условия. Участники не успели в установленные сроки сформировать документы. Так, например, в прошлом году решили выделить деньги ТОСам для благоустройства территорий. Они долго думали, что делать, много времени потратили на формирование заявки. В итоге ремонт тех же внутриквартальных проездов начался очень поздно. Но самое неприятное — когда сталкиваешься с уклонистами — компаниями, которые, выиграв аукцион, не выполняют свои обязательства. И те же дороги — не самый яркий пример.

В прошлом году мы объявили тендер на организацию горячих завтраков и обедов в обнинских школах. По правилам готовить пищу должны непосредственно в школе, в штате подрядчика обязаны работать сертифицированные специалисты и т.д. Все эти условия были четко прописаны в техзадании контракта. Стартовали электронные торги. Объявленная сумма — 20 миллионов рублей. Один из участников снизил цену в 10(!) раз — до 2 миллионов. Выиграл — таковы правила. Естественно, у нас возник вопрос, как же можно за такие деньги организовать питание в школах. Встретились с компанией­-победителем. И в ходе разговора выясняется, что они фактически не читали условия контракта. Но пообещали все обеспечить. А за 3 дня до начала учебы школьников — отказались. Ситуация была просто аховой. Это не дороги, которые все­-таки могут подождать. Это дети, которые должны получать питание в школах каждый день. Тем более, у нас есть немало ребятишек из малообеспеченных семей, для которых такие завтраки и обеды — огромное подспорье. Ситуацию все же удалось удержать. Город не узнал об этой проблеме, а дети своевременно были накормлены. Но мы получили огромный опыт — на рынке есть компании, которые просто хотят «поиграть» в аукцион. Кстати, подобные случаи были зафиксированы не только у нас — лихорадило и многие другие области. Поэтому уже в июле 2012 года в силу вступили изменения в законе в части организации детского питания, которые предоставили заказчику право потребовать от поставщика подтвердить опыт работы в сфере организации питания детей.

Корр. Но помимо детского питания, есть поставка лекарств, да и масса других важных социальных заказов. Каждый пункт отдельно в законе не пропишешь. Да и вообще «аукционному» закону предъявляют много претензий. И главная из них — не поставлен заслон коррупции.

Демина. Что такое коррупция? Это сговор бизнеса и власти. Сейчас процедура муниципальных торгов настолько формализована, что превратилась в рутину и исключает какие­-либо коррупционные моменты.

Но нередко мы сталкиваемся с тем, что горожане сравнивают систему муниципальных торгов с простым рынком — дескать, всегда можно договориться, протолкнуть своего заказчика и т.д. Так говорят те, кто не сталкивался с системой непосредственно. Я думаю, большую роль здесь играет высокий уровень коррупции вообще в стране. Если же говорить о процедуре электронных торгов, то она предусматривает несколько очень важных моментов. Во­-первых, для формирования заказа мы представляем обоснованные цены — для этого проводим мониторинг ситуации на рынке. Во-­вторых, проводим специальные заседания по допуску организаций к участию в аукционе. В­-третьих, во время торгов никто не видит названия фирм — лишь номера участников. Сговор исключен. Кроме того, любой участник в подтверждение своих намерений должен перечислить на аукционную площадку определенную сумму в виде денежного залога. Если он отказывается в последний момент от заключения контракта — эти деньги, говоря бытовым языком, идут в погашение «морального вреда» заказчику. Такая мера дисциплинирует участников.

Впрочем, настоящий закон действительно имеет много изъянов. Это признали и на федеральном уровне. С 2014 года вступит в силу новый закон в сфере регулирования госзакупок. Он даст больше возможностей для контроля над недобросовестными участниками аукционов.

Корр. Возвращаясь к уклонистам, есть ли реально работающие способы борьбы с ними?

Демина. Есть. И тут большая роль принадлежит именно директорам предприятий, которые, по сути, выступают в роли заказчика, формируя состав и объем работ. Сегодня они знают и умеют контролировать ход исполнения работ. Для этого мы постоянно проводим тренинги, обучающие семинары. Руководители вправе фиксировать дефекты. И недобросовестных исполнителей штрафуют. Так, в прошлом году за нарушение сроков выполнения работ, поставки товаров удержано в бюджет города 1,2 миллиона рублей. А пять компаний, которые уклонились от заключения контракта, попали в список недобросовестных поставщиков. Теперь несколько лет они не смогут участвовать в госзакупках.

Но хотела бы отметить — здесь важно то, что директора наших муниципальных учреждений становятся рачительными хозяевами. Раньше как было? Получали они товар или принимали работу — не особо пеклись, как все сделано. А сегодня они учатся распоряжаться народными деньгами по­-хозяйски.

Муниципальные торги в цифрах

В 2012 году на торги был размещен муниципальный заказ на общую сумму 671 миллион рублей, в том числе у субъектов малого предпринимательства — на сумму 82,6% (13% от общего объема).

По итогам торгов получена экономия бюджетных средств в размере 84,3 миллиона рублей.

За некачественное исполнение заказа в бюджет города удержано 1,2 миллиона рублей. 5 компаний включены в реестр недобросовестных поставщиков.

География участников обнинских торгов:

Обнинск — 39%

Калужская область — 37%

Другие регионы России — 24% (Москва, Московская область, Смоленск, Башкортостан, Костромская область, Липецкая область, Краснодарский край, Сахалинская область).

Среднее количество участников торгов — 4.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены