Живя в открытом мире

Автор: 27 июля 2013 1040

Наш первый разговор — с главой администрации Обнинска Александром Авдеевым.

Наш первый разговор — с главой администрации Обнинска Александром Авдеевым.

Корр. Сегодня никто уже не называет Обнинск, как это было в первые годы его жизни, городом мирного атома. Быть может, и словосочетание «первый наукоград» станет со временем просто эпитетом из прошлого? Тем более, что сейчас государство слишком явно повернулось спиной к наукоградам.

Авдеев. С одной стороны, действительно, после принятия закона о наукоградах все дальнейшие действия сверху оборачивались не в нашу пользу — и продвижение Сколково, и создание особых экономических зон, и реформа РАН… К сожалению, такие шаги для Обнинска, как и для других наукоградов, не приносят никакого позитива.

Но я не устаю повторять: форма не должна одержать верх над содержанием. Я за то, чтоб мы все равно двигались по избранному направлению — а оно объективно сильное — вне зависимости от структуры государственной власти, политики, министерских перестановок. Какой смысл вздыхать у окошка и брюзжать на телевизор, жалуясь, что нас бросили? Мы должны работать и работаем — спокойно и продуктивно.

Корр. И как успехи в такой обстановке?

Авдеев. 2013 год — объективно не самый простой. Но именно в это время стали двигаться и подходить к завершению те амбициозные проекты, над которыми мы работали 6-­7 последних лет. Компания «Ниармедик+», которая уже несколько лет является лидером рынка в своем секторе, в декабре планирует сдать построенный завод, и у нас появится крупнейшее инновационное фармакологическое производство. Более того, они приняли решение о приобретении рядом еще одного земельного участка и строительстве там R&D­-центра. R&D (research and development) центр, по сути, то же самое, что в советское время НИИ. Это хороший сигнал: в нас верят, верят в кадровый и ресурсный потенциал Обнинска.

Далее. В зону инновационного развития на Красных Зорь наконец заселится первый резидент, ООО «Обнинскэнерготех». Территория начнет оживать. И очень важно, что это обнинская компания. Параллельно идут проработки по строительству там других крупных обнинских инновационных предприятий — таких, как «Бион», «Мир фарма».

Подтверждено масштабное финансирование Технопарка — 230 млн со стороны Федерации и 230 млн из области. Сейчас проходят торги на работы.

Корр. Хотелось бы, чтоб это движение шло быстрее…

Авдеев. Разумеется. Хотя если вспоминать историю, то в Обнинске советского периода, несмотря на мощный политический ресурс, далеко не в один год и не в одно десятилетие были построены все НИИ. И если выкинуть из рассмотрения «период полураспада» 90-­х, то у нас было всего 10-­12 лет нормального роста. И за эти годы в городе появились предприятия, может, и меньшие по масштабу, но не меньшие по значимости и по количественным показателям.

Мы также продвигаемся в направлении создания в Обнинске медицинского кластера. К тому, что уже есть, — МРНЦ, КБ №8, Парку активных молекул, медфакультету, инновационным фармпроизводствам — будут добавлены еще два медицинских центра. Первый — центр брахитерапии в сотрудничестве с израильтянами, второй — широкопрофильный детский медицинский центр. Обсудить последний с горожанами мы намерены уже этой осенью.

К слову, и наши традиционные предприятия интенсивно развиваются в инновационном направлении. Взять хотя бы ОНПП «Технология» — они уже вышли на международный уровень, став мировым лидером в аэрокосмической отрасли. ИАТЭ также интенсивно работает на международной арене — сейчас там обучаются 300 иностранных студентов, причем ежегодный прирост составит 150 человек, и в конце концов общее их число будет доведено до полутора тысяч…

Корр. Поскольку вы заговорили об иностранных студентах, не могу не спросить о других иностранцах, мигрантах. Эта тема очень волнует горожан, потому что приезжих из Средней Азии становится все больше и больше. Каким в будущем будет типичный обнинец, какую демографическую картину города можно нарисовать?

Авдеев. Давайте зададим нашим жителям такой вопрос: мы хотим жить в открытом городе или анклаве, на закрытой территории? С одной стороны, обнинцев раздражает обилие в городе приезжих. С другой, если бы они пожили полгода в закрытом городе, таком, как, например, Заречный, они бы сказали: нет, так тоже плохо.

Мы получили открытый мир с его преимуществами — возможностью свободно перемещаться, посещать другие страны — и с его малоприятной стороной, когда к нам тоже едут без приглашения. Но одностороннего открытого мира «я буду ездить везде, где хочу, а другим надо это запретить» не бывает. Конечно, процесс миграции необходимо регулировать — в первую очередь надо контролировать работодателей: ведь к нам едут зарабатывать, а не на пляже лежать. Но ни один человек — будь то губернатор, мэр, прокурор или даже председатель правительства — запретить миграцию не может. А нужные регулирующие законы не принимаются.

Хотя, честно говоря, я знаю способ, как сделать, чтобы в Обнинске совсем не было мигрантов. Надо свернуть развитие, и через какое-­то время мы перестанем быть привлекательными — убогая инфраструктура, низкие зарплаты. Никто к нам не поедет. Но захотим ли мы сами остаться в таком месте?

Корр. В Обнинске так долго и подробно обсуждали тему расширения границ, что многие уже удивляются — неужели все решения по этому поводу еще не приняты? Мы-­то уже живем в «расширенном» городе: так, округа пользуется нашими медуслугами, а обнинцы строят жилье в Кабицыно, Белкино и т.д.

Авдеев. К сожалению, мы опаздываем по графику в этом вопросе на два­три месяца. Обнинск сдал после публичных слушаний в область генеральный план. А областное управление архитектуры начинает делать по нему замечания, на наш взгляд, необоснованные, хотя летом должны были пройти областные согласования.

Корр. Но ведь после областных инстанций — еще целая история, включая референдумы в присоединяемых населенных пунктах.

Авдеев. Нас, конечно, больше интересуют свободные земли, где мы сможем размещать новые производства, строить жилье и тому подобное, и для их присоединения референдумы не нужны. Но и по населенным пунктам — Кабицыно, Кривское и т.д. — я не думаю, что нас ждут какие-­то подводные камни. Голосование лишь узаконит сложившиеся связи.

Корр. Основная тема нашего разговора — завтра. Но что делает власть сегодня, чтоб жизнь в Обнинске стала лучше для его жителей?

Авдеев. Создание комфортной среды обитания — основное содержание нашей работы. Какое-­то время назад казалось, что автомобили победили людей: по центральной площади Аксенова жителям негде было в буквальном смысле пройти, по Энгельса со стороны площади приходилось передвигаться перебежками. Та же история — около бывшего ДК «Строитель», около магазина «Би-­би». Все эти огрехи мы исправляем, а что касается улицы Маркса, то там первая часть бульварного кольца появится уже в этом году. Еще один красивый сюрприз — открывается оригинальное летнее кафе и спортивная зона в продолжение новой площади у «Триумф-­Плазы».

Ко Дню города мы наконец-­то развяжем старый, надоевший всем узел на автостанции. Быть может, идеального решения мы не получим в условиях достаточно стесненного места, но то, что станет гораздо лучше, чем было, — гарантирую.

Скоро восстановим аттракционы в старом парке, сдадим в эксплуатацию перепрофилированный в прежние годы детский сад на Курчатова, 24. Появится центр пляжного волейбола. Ну, и насытим город теми «изюминками», которые притягивают к себе жителей, создавая неповторимую ауру. Тут мне прежде всего хотелось бы вспомнить про скульптуру Кота ученого, которую мы планируем открыть к Дню знаний. Это будет остроумный, интеллигентный Кот — чем не еще один символ Обнинска? И настоящего, и будущего…

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены