Власть протянула руку помощи малому бизнесу, но он пока не умеет ее взять. Областные депутаты ищут пути решения проблемы.
Семинар в обнинском Доме ученых, который организовало Законодательное Собрание области, был не первый в череде аналогичных мероприятий: депутаты уже проводили недавно учебу по таким наболевшим темам, как земельный вопрос или капремонт и расселение ветхого жилья. И, быть может, в сравнении с ними проблематика обнинского семинара комуто покажется несколько более узкой — роль органов местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса.
Однако председатель Законодательного Собрания Виктор Бабурин такую позицию оспорил: «Власти важно, чтобы наши люди трудились на своей земле, а не ездили на поиски заработка в Москву. Чтобы они могли проводить время со своими семьями. Чтобы местный бизнес пополнял доходы местного бюджета — от этого растет благосостояние всех жителей. А для этого власть должна стимулировать развитие бизнеса на своей территории».
А что же у нас с малым и средним бизнесом? «Среднюю температуру по больнице» решили не мерить. В Обнинске и Калуге — картина довольно радужная, а вот в южных районах она выглядит плачевно. Как следовало из доклада председателя обнинского городского Собрания Владимира Савина, в первом наукограде взята очень высокая планка. Вот всего лишь несколько цифр: в стотысячном городе в сфере малого и среднего бизнеса работают 2,2 тыс. предприятий, где занято 24,1 тыс. человек. Это почти половина от всех работающих в городе, при этом малый бизнес обеспечивает свыше половины (а если точно, то 52%) городской выручки. Более того, некоторые отрасли хозяйства — такие, как строительство, торговля, платные услуги населению — это почти полностью вотчина малого и среднего бизнеса. Плюс солидная доля инвестиций в основной капитал — 30%. Такие показатели, подчеркнул Савин, — следствие целенаправленной политики властей, которые не душили бизнес непомерными налогами, а всячески помогали ему развиваться.
В целом же по области цифры, мягко скажем, куда скромнее. Что, в общемто, понятно: в отдаленной сельской местности развивать свое дело куда сложнее, чем, скажем, в областном центре. В «малой экономике» Калужской области работают 90 тысяч человек, это 30% от общего уровня занятости. А выручка — всего 16% от общеобластной. Что же до налогов, тут вообще печально: если два года назад малый бизнес обеспечивал долю в 10%, то сейчас она снизилась вдвое, до 5%. По словам министра развития информационного общества и инноваций Максима Шерейкина, причина на виду: так сказалось решение центра о повышении социальных отчислений. Для многих мелких предприятий оно было просто убийственным — с 14% до 34%. И бизнес понемногу стал уходить в тень. Как подчеркнул Шерейкин, есть немало предпринимателей, которые платят своим работникам официальную зарплату ниже прожиточного минимума!
Высокие социальные выплаты — лишь одна из проблем, на которую жалуются бизнесмены. По словам председателя Калужской торговопромышленной палаты Татьяны Розановой, их очень угнетает бюрократия, сложности в получении кредитов и господдержки, недостаток информированности в различных правовых вопросах, проведении конкурсов и аукционов и т.д. Обсуждение велось очень живо — тема слишком острая и вместе с тем разноплановая. Впереди, например, принятие областного закона, который установит стоимость патентов для разных видов деятельности. Цена их разнится от 6 до 60 тысяч рублей. Естественно, руководители сельских территорий настаивали на том, чтобы для их бизнесменов ставки были ниже. К сожалению, ответил Максим Шерейкин, такой возможности «деления по территориям» нет. Но есть другой выход — предложить минимальные ставки тем видам бизнеса, которые преимущественно развиваются на селе.
Как же создать комфортный климат для бизнеса? На самом деле в Калужской области делается очень много для решения этой проблемы. В прошлом году на поддержку малого и среднего бизнеса было направлено 246 млн руб., в нынешнем эта цифра возрастет до 290 млн. Областная власть возмещает предпринимателям затраты на подключение к электросетям и на покупку производственного оборудования, предоставляет гранты начинающим предпринимателям и возмещает проценты по банковским кредитам, дает бизнесменам консультации и организует выставки продукции. И это еще далеко не весь спектр господдержки. Но, оказывается, — и об этом на семинаре говорили многие официальные лица — спрос на такие фантастически выгодные предложения не слишкомто велик. Почему?
В процессе обсуждения выяснилось, что главная причина — это низкая информированность предпринимателей и их недостаточная финансовая грамотность. Многим бизнесменам трудно сформировать пакет документов на предоставление господдержки, а подчас они даже и не знают о таких возможностях. Вот на этом направлении и стоит сконцентрировать усилия.