Обнинские власти намерены выйти в Госдуму с законодательной инициативой, чтобы не «пропустить» сырой закон о местной власти

Автор: 18 апреля 2014 564
Обнинские власти намерены выйти в Госдуму с законодательной инициативой, чтобы не «пропустить» сырой закон о местной власти

Недавно группа депутатов Госдумы предложила вновь перекроить систему муниципального самоуправления. Председатель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Бабурин считает, что очередная революция в этой сфере была бы просто опасна. Какие изменения предлагает федеральный законодатель и какую оценку им дает местное депутатское сообщество? Об этом накануне Дня местного самоуправления мы поговорили с Главой местного самоуправления, председателем Обнинского городского Собрания Владимиром Савиным.

Савин. Закон о местном самоуправлении многострадальный — он постоянно подвергается всевозможным правкам. В своем послании президент страны говорил о необходимости реформы в этой сфере. Отмечал, как важно, чтобы каждый житель мог свободно «дотянуться» до власти. И на этом фоне активизировались депутаты Госдумы, предложив не просто изменения, а новый законопроект.

На прошлой неделе в Законодательном Собрании прошло совещание с участием самых различных структур — присутствовали главы городских округов, администраций, представители юридических служб, прокуратур. Мы обсудили документ. И есть два тезиса, которые никак не вписываются в нашу жизнь.

Первое. В мегаполисах и городах федерального подчинения, как Москва, Санкт-­Петербург и теперь уже Севастополь, существует своего рода разрыв во взаимодействии структур власти — на уровне субъекта и самого города. То есть местного самоуправления там фактически нет. Те районные горуправы, которые существуют, достаточно ограничены в своих полномочиях. И федеральный законодатель говорит: необходимо ввести двухуровневую систему и создать внутригородские районы. Но почему­то в проекте нет ни цифровых, ни юридических критериев, что такое крупный мегаполис. И даже с этой точки зрения законопроект очень сырой.

Второй аспект — ситуация с небольшими районами и их центрами. Там существует две администрации — районная и самого поселения. Получается своего рода дублирование функций. Эта проблема действительно актуальна. Но она спокойно решается в рамках существующего законодательства — и зачем тут новый закон? В Калужской области уже объединяются поселения, сокращаются администрации, улучшается управляемость, и, как следствие, происходит экономия средств. Но главное — людям становится понятнее: не приходится разбираться, в какую администрацию обращаться.

Корр. Критикуя проект, мы должны предложить не только свое видение, но и обозначить выход из ситуации.

Савин. У нас, депутатов, возник вопрос: зачем вообще все это затевается? Вместо грамотного исправления тех недостатков, которые есть, нам предлагают все сломать. Поэтому я на совещании в Законодательном Собрании высказал такое предложение. Мало послать отрицательный отзыв на этот законопроект. Необходимо выступить с законодательной инициативой. Либо создать отдельный федеральный закон, который бы регулировал местное самоуправление в городах федерального подчинения и крупных мегаполисах. Либо прописать отдельные главы о них в действующем законе.

Виктор Бабурин распорядился создать рабочую группу по подготовке законодательных инициатив. От Обнинска в ее состав вошли Александр Авдеев и я. Но уже сейчас можно сделать предположение: предложенный думцами законопроект в нынешнем его виде вряд ли пройдет. Порядка 67 регионов страны высказались против него.

Корр. Приближаются выборы. Ждут ли нас кардинальные изменения в процедуре их проведения?

Савин. Да, трансформации в порядке избрания законодательных органов начались. Так, принят закон, согласно которому депутаты Госдумы будут избираться как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Вслед за этим, я уверен, регионы внесут изменения в свои законы.

Что же касается местного самоуправления, то у нас пока тихо. В уставе города действует норма: одна половина депутатов избирается по партийным спискам, а другая — по одномандатным округам. Пока региональный закон другой схемы нам не предлагает. Но если нам позволят уйти от партийной системы, то, судя по настроению большинства депутатов, они поддержат такое нововведение. Тогда на выборах представят 30 одномандатных округов. И каждый житель города будет знать своего единственного депутата. А избранник, в свою очередь, защищать интересы населения конкретной территории.

Корр. Обнинск, впрочем, как и вся страна, очень активно реагирует на события на Украине. Но при этом у нас давно налажены партнерские отношения с Францией, Финляндией, Китаем, Беларусью и той же Украиной. Как крымские события могут отразиться на политической и экономической жизни города?

Савин. На местной политической арене последние события на Украине спровоцировали консолидацию здоровых патриотических сил. Практически все депутаты поддержали референдум в Крыму. Но были и противники присоединения полуострова. Конечно, я признаю: каждый имеет право на собственное мнение. Но в данной ситуации хочется задать вопрос: вы в оппозиции к власти или к своей стране? Можно быть недовольным властью. Это естественно. Власть никогда не бывает хорошей и дает массу поводов для критики. Но когда речь идет о будущем страны, о судьбах более 2,5 миллионов человек, которые хотят вернуться на родину, надо забыть о претензиях и поддержать здравомыслящее решение.

Как украинские события могут отразиться на экономическом состоянии Обнинска? Мы не так сильно связаны какими­то внешнеэкономическими связями. На сегодня у нас нет информации о том, что местные предприятия попали под какие-­либо санкции. Все идет своим чередом. Город живет и работает.

Но при этом мы будем поддерживать Крым. Калужская область намерена помогать Красноперекопскому району. Это 29 тысяч человек и 16 школ. Ситуация там критическая. Такое ощущение, что Крым более чем на 20 лет просто выпал из жизни. Обнинск тоже не останется в стороне — мы будем сотрудничать с Джанкойским районом.

Корр. В этом году Обнинск отмечает 20­летие местного самоуправления. Как изменилась власть за это время?

Савин. Оглядываясь на пройденный путь, видишь, что сделано немало ошибок, но и много хорошего. За два десятка лет местное самоуправление изменилось кардинальным образом. Увеличился объем задач, которые должны решать депутаты. Кроме того, серьезно вырос их профессионализм. Очень важно и то, что избиратели стали больше понимать, что такое местные депутаты. Сегодня главная наша задача — принимать такие акты, чтобы Обнинск устойчиво развивался.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены