Шлагбаум для мигрантов

Автор: 31 марта 2022 3189
Владислав Шапша на заседании миграционной комиссии при Совбезе России Владислав Шапша на заседании миграционной комиссии при Совбезе России

Калужская область внесла предложения по изменению госпрограммы переселения соотечественников в Россию

 

Программе — нет

Вот уже полтора месяца регион живет в новой системе миграционных координат: 11 февраля губернатор Владислав Шапша объявил о кардинальных мерах, которые опустили шлагбаум перед бесконтрольным переселением в регион выходцев из Средней Азии.

Мало того, что теперь иностранцам запрещено работать в «контактных» сферах — в общественном питании, торговле и на транспорте. Калужская область пошла дальше. Она приостановила свое участие в госпрограмме поддержки соотечественников.

Статистика оказалась неумолима: под видом таких переселенцев в регион хлынула низкоквалифицированная рабочая сила, этнические мусульмане. Эти люди не знают русский язык и русскую культуру, они и не стремятся с ними знакомиться. Жить предпочитают обособленными анклавами, а нацелены на получение всех мыслимых льгот и пособий, причем очень успешно справляются с такой задачей. К слову, наиболее активно госпрограммой пользуются граждане Таджикистана. Если кто не знает, там русских не осталось еще больше десяти лет назад — таковы официальные результаты переписи. И вот результат: более 80% мигрантов не могут говорить по-русски. И не хотят.

Программе — да

Но как быть с теми, кто действительно может по праву считаться соотечественниками? Сегодня этот вопрос стоит особенно остро. Калужская область активно принимает беженцев с Украины — это абсолютно близкие нам по духу люди: врачи, учителя, высококвалифицированные рабочие. Мы думаем и говорим одинаково и на одном языке. Некоторые беженцы задумываются о том, чтобы остаться здесь не на время, а навсегда. И им гражданство просто необходимо. Как быть?

Несколько дней назад проблема обсуждалась на заседании специальной комиссии по миграции при Совбезе России под председательством Дмитрия Медведева. В том, что программу надо разворачивать в направлении русскоязычных переселенцев, были единодушны все.

Как эти изменения видят в Калужской области? Владислав Шапша предложил прежде всего четче обозначить само понятие «соотечественник»: недостаточно, чтобы человек родился в СССР, нужно, чтобы он говорил и думал по-русски, использовал язык в повседневной жизни.

Второе: все претенденты на участие в программе должны сдать объективный и открытый экзамен на знание русского языка — граждане Белоруссии, Украины, ДНР и ЛНР от него освобождаются.

Третье: необходимо создание в регионах адаптационных школ русского языка для социальной и культурной адаптации детей, приехавших из-за рубежа.

Все претенденты на участие в программе должны сдать открытый экзамен по русскому языку

Клуб регионов — за

Предложения калужского губернатора поддержали эксперты Клуба регионов. «В последние годы выходцы из Средней Азии использовали программу переселения соотечественников как «лазейку для покупки гражданства», — уверен председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов (собственно, после его визита в Обнинск в городе началась масштабная программа зачистки от нелегальных мигрантов). — Мы разговаривали с мэрами небольших городов, причем не самых бедных, и они говорят, что, как только эти люди получают гражданство, они тут же приходят за всеми льготами вроде земли под строительство дома и прочей «социалкой», поскольку эти семьи в основном многодетные. При этом никаких вложений в бюджет они не делают. Так что мы благодарны калужскому губернатору и его команде за то, что они взяли на себя ответственность и смело заявили свою позицию, несмотря на лоббистские ресурсы правоохранительных органов на самом высоком уровне». Эту позицию, добавил он, разделяют и в Совете по правам человека.

Учить — после адаптации

Мнение Калужской области услышано и воспринято на самом верху. И, похоже, программу будут менять, причем в самом ближайшем будущем. Но за ее скобками остается немало вопросов, которые тревожат жителей Обнинска и региона. В первом наукограде почти 11% школьников — выходцы из Средней Азии. В трех школах эта цифра превышает четверть. Причем в старших классах их существенно меньше, чем в младших — тенденция выглядит опасно.

Как говорят директора общеобразовательных учреждений, с этим ничего нельзя поделать. По закону школы должны принимать всех детей, даже если они совершенно не говорят по-русски. И немало таких приезжих, которые не скрывают: нам не нужно, чтобы ребенок тут учился, пусть просто сидит, завтракает-обедает, а русский ему знать ни к чему.

И как учителю учить детей, если они банально не понимают, что им говорят? И какие знания получат дети коренных жителей, если педагог будет объясняться с классом «на языке жестов»?

«В предложениях нашего губернатора содержится важная деталь — создание в регионах адаптационных школ русского языка для подготовки приехавших детей к поступлению в общеобразовательные школы, — отмечает министр внутренней политики региона Олег Калугин. —

Такая проблема в Калужской области есть. Школы вынуждены по закону принимать детей, которые вообще не знают русского языка. И было бы справедливо сначала обучить ребенка в этой адаптационной школе, а потом, когда он уже научится говорить по-русски, уже отправлять его в тот или иной класс нашей средней школы. Тогда это будет реальная социально-культурная адаптация и интеграция этих людей в российскую нацию».

«Остаться смогут только нужные»

Впрочем, немало жителей Обнинска и региона выступают даже против адаптации. «Выселить — и все тут!» — так они реагируют на перекосы в миграционной политике. Однако выдворить человека из страны, если он уже получил гражданство, нельзя. Нет таких правовых механизмов. За одним исключением: если он получил гражданство мошенническим путем, статуса можно и лишить. И несколько уголовных дел, связанных с фальшивыми документами для мигрантов, в регионе уже возбуждено.

Работают полиция, ФСБ, контрольные рейды по выявлению незаконных мигрантов проводятся буквально в режиме нон-стоп. По словам начальника управления по вопросам миграции областного УМВД Павла Саенкова, иностранные граждане, которые не желали становиться на миграционный учет и трудоустраиваться в официальном порядке, начали «выходить из тени». Число поступивших уведомлений о заключении трудовых договоров достигло для региона рекордного значения и составило 86,3%. В 2020 и 2021 годах этот показатель не превышал 60%.

Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, снизилось практически в два раза.

«Мигранты должны знать, что приехать в Обнинск может каждый, — уверена мэр города Татьяна Леонова. — А вот остаться — только те, кто соблюдает законодательство и обладает достаточным уровнем квалификации и культурного развития».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены