В областном парламенте идет острая дискуссия, по какому принципу выбирать депутатов

Автор: 22 июля 2014 1007
Виктор Бабурин, председатель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Бабурин, председатель Законодательного Собрания Калужской области

На самом деле за свою двадцатилетнюю историю Заксобрание избирали по-разному. Были времена, когда в парламент шли только депутаты-одномандатники. То есть люди голосовали за личность, за человека — известного, хорошо им знакомого. Были смешанные созывы — половина депутатов шли по партийным спискам, половина — по одномандатным округам. А последние выборы проходили строго по партийному принципу, число мандатов делилось пропорционально числу голосов, отданных за партии, и даже самый уважаемый человек не мог стать депутатом, если не был членом победивших на выборах партий.

К слову, только семь регионов в стране ориентируются на подобную структуру — подавляющее большинство использует смешанную или мажоритарную систему. А поскольку теперь каждый субъект Федерации может определять новую схему выборов самостоятельно, в Законодательном Собрании создана специальная рабочая группа, чтобы определиться, по какому же принципу пройдут выборы-2015.

Уже первое заседание выявило резкое несхождение позиций. Фракции КПРФ и «Справедливая Россия» предложили оставить действующую пропорциональную систему, когда мандаты распределяются исключительно между партиями. ЛДПР предложила 50% депутатов избирать от партий, 50 — из одномандатников. А «Единая Россия» выступила за предложение 25% выбирать по партийным спискам, а 75 — по одномандатным округам. «Это нужно для того, — подчеркнул депутат Сергей Петкевич, — чтобы повысить ответственность конкретного народного избранника. Граждане будут четко понимать, за кого они голосуют». Такой подход, по идее, должен резко повысить авторитетность депутатского корпуса: люди будут голосовать за человека, которому они доверяют и которого они уважают. Но лидер справедливороссов Александр Трушков выступил резко против такого принципа, что вообще-то непонятно: похоже, региональное отделение может рассчитывать только на партийный щит, а не на авторитет собственных членов?

Мы обратились за комментариями по новой системе к председателю Законодательного Собрания Виктору Бабурину: «Если говорить о системе выборов в Законодательное Собрание, то господин Трушков высказывается за сохранение пропорциональной системы — когда парламент избирается исключительно по партийным спискам, — пояснил Виктор Сергеевич. — Он заявил, что его позицию поддерживает фракция КПРФ и фракция ЛДПР. Однако на рабочей группе, на которой присутствовал Трушков, лидер регионального отделения ЛДПР Эдуард Малахов заявил, что наиболее приемлемой схемой является, когда 50% Законодательного Собрания избирается по партийным спискам, а 50% из одномандатников. Трушков не мог этого не знать. К сожалению, господин Трушков еще незрелый политик и часто делает «ляпы», за которые ему потом приходится извиняться.

Если другие партии не дотянули до того, чтобы иметь большинство в парламенте, то нужно бороться, как взвешенные политики, а не просто огрызаться на любые решения власти.

К примеру, если лидер коммунистов Геннадий Зюганов критикует бюджет, то он предлагает свой вариант бюджета — это позиция, которую можно уважать. Если лидер «Справедливой России» Сергей Миронов осудил США за действия в Украине, то это тоже позиция. А когда пытаются все очернить, во всем видят только плохое и хотят создать протестное настроение у населения, вводя его в заблуждение, то это говорит о незрелости политика.

По вопросу системы выборов в новый созыв Законодательного Собрания я имею личное мнение, но обязан отражать мнение «Единой России» — мнение большинства в Законодательном Собрании. Что касается моей личной позиции, то я нисколько не боюсь пропорциональной системы. «Единая Россия» имеет большинство в парламенте, который избирался по этой схеме, и для победы в новых выборах у нас есть все предпосылки. При всех сложностях и нападках на нас со стороны несистемной оппозиции — так называемой «пятой колонны», партия демонстрирует устойчивый рост рядов. Если в 2010 году в Калужской области было 13 тысяч членов партии, то сегодня — более 21 тысячи. У «Единой России» есть еще и резерв из сторонников — их более 22 тысяч человек.

Есть авторитет или нет у той или иной партии, скажут люди, которые будут оценивать конкретные дела, а не призывы и судить не по митингам, а по результатам.

А вот по поводу мажоритарной системы выборов, когда избираются кандидаты по одномандатным округам, а не по партийным спискам, Трушков сказал совершенно правильно. Все авторитетные люди — в партии «Единая Россия», тут не отрежешь, не оторвешь. Другим, видимо, пока выставлять некого, поэтому они и боятся новой системы выборов».

«Новая среда»

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены