о-первых, избирательных округов будет больше — 30, а не 6, и, соответственно, в размерах они будут меньше. Если сейчас округ охватывает около 15 000 проживающих в нем человек, то будет порядка 3000. И эти 3000 выберут одного депутата из списка кандидатов. В таком случае своего избранника люди будут знать, как говорится, в лицо. Да и он сможет гораздо ближе общаться с народом. И отвечать перед своими избирателями сможет по полной программе, не перекладывая ответственность на коллег по городскому Собранию. При таком выборном принципе в выигрыше будет тот кандидат, кто уже имеет хорошую репутацию в городе, известен своей общественной деятельностью, или же тот, кто хорошо знает район, где избирается, — живет там, кого лично волнуют те же проблемы, что и всех, кто будет заполнять избирательные бюллетени. При общей справедливости принципа есть тут и определенный минус. Кандидат может быть хорошим специалистом, прекрасно разбираться в городских проблемах, знать законы экономического развития — но быть «чужим» в том избирательном округе, где решит получить мандат. То есть в городское Собрание может попасть не самый достойный кандидат, а «свой» — проголосуют, как говорится, за соседа.
Итоги голосованияЗа внесение изменений в Устав проголосовало 20 депутатов
Против — 7 депутатов
Воздержались — 2 депутата
Теперь выборы в Обнинское городское Собрание будут проходить по одномандатному принципу: один округ — один депутат. Округов в городе будет 30.
>
Но самое главное — Обнинск полностью ушел от принципа «партийности». И это правильно: на местном уровне, как показывают опросы, жителей нашего города беспокоят в первую очередь не политические проблемы, а, в основном, хозяйственные: рост оплаты услуг ЖКХ, своевременный ремонт дорог, регулярный вывоз мусора во дворах… В большинстве своем мы, когда речь идет об уборке территории или освещении улиц, люди достаточно аполитичные. В таком случае девиз выборов «главное, чтобы человек был хороший» вполне вписывается в схему одномандатных округов.
Считается, что новый принцип сделает их более демократичными и повысит интерес избирателей к выборам. Будущий год покажет, насколько это утверждение верное, — выборы не за горами.
Дополнения к материалу:
[toggle_box]
[toggle_item icon="no" title="Есть мнение"]
Геннадий Скляр, первый секретарь Обнинского горкома КПСС (1990-91 гг.):
«Я считаю, что в городе должны быть только одномандатные округа. В 1989 году, будучи секретарем горкома партии, я участвовал в первых альтернативных выборах в Обнинске, которые велись как раз по одномандатному принципу — один депутат от округа. Борьба была серьезная, конкуренция жесточайшая. И я пошел по квартирам, встречаясь лицом к лицу с жителями, выслушивая их наказы и жалобы. И победил — только благодаря тому, что вел прямой диалог с избирателями. Для меня тот опыт стал огромным жизненным импульсом.
Такого рода система, когда у округа только один конкретный депутат, должна побудить тех, кто претендует на власть и на доверие людей, встречаться с этими людьми, слушать и слышать их, быть проводником интересов жителей. И по-другому нельзя».
Председатель Совета ветеранов Обнинска Николай Капустин:
«Я считаю одномандатный принцип выборов более правильным и справедливым, чем многомандатный. Когда в одном округе будут выбирать одного депутата из нескольких, люди будут знать, к кому обращаться со своими проблемами, кто отвечает за их решение. Сейчас, например, у нас от округа пять депутатов. И, бывает, ветераны задают мне вопрос — к кому обратиться? Мол, сходил к одному — тот говорит: «Это не я решаю». Сходил к другому — и там тоже «не его компетенция». Замечу, что при советской власти, даже при однопартийной системе, которая тогда была в стране, выборы в советы народных депутатов проходили по одномандатному принципу. Мы в Совете ветеранов обсуждали вопрос по выборам, и многие, как и я, хотели бы вернуться к одномандатной системе».
[/toggle_item]
[/toggle_box]