В редакцию обратился Сергей Дюндин, житель Обнинска. И рассказал, как его пожилая мать стала жертвой преследований коллекторов.
«Письмо счастья» спустя два года
«Моя мама, Антонина Семеновна Наумочкина — заслуженный пенсионер, инвалид, малолетний узник. Летом 2013 года она расторгла договор с «Ростелекомом» о предоставлении услуг связи. Я лично вместе с мамой сходил в офис «Ростелекома», узнал у менеджера сумму задолженности, сразу же оплатил и предоставил чек для подтверждения. Договор, как мне казалось, удачно расторгли.
И каково же было мое удивление и возмущение, когда на днях на имя мамы пришло письмо от коллекторов! Мол, мама задолжала «Ростелекому» 160 рублей, плюс задолженность 100 рублей перед самими коллекторами. Я позвонил по указанному номеру, где мне сразу нахамили. Только на третий раз я услышал, что разбираться там ни в чем не будут и лучше нам заплатить без лишних разговоров. Супер! Вот так просто загоняют пожилого человека в «телефонное рабство». Фирма-то брянская. И что же, если они там у себя в суд обратятся, маме придется ездить в Брянск?!»
Юристы успокаивают: гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика, так что в Брянск пожилую женщину не отправят при любом развитии событий. Да и судебное преследование из-за долга такого размера маловероятно. Но это понятно тем, для кого судебные процессы — ежедневная рутина.
А теперь представьте чувства пенсионерки, получившей «письмо счастья» от коллекторов… Пожилые люди очень серьезно относятся к денежным вопросам, и самая маленькая задолженность для них — повод для серьезной тревоги и бессонных ночей. Что уж говорить о возможном судебном иске! Тем более, что женщина сделала все от нее зависящее, чтобы полностью рассчитаться со связистами во время расторжения договора.
Отказался от договора — накажут?
Мы обратились в обнинский филиал «Ростелекома». Официальный комментарий гласил: долг есть. А образовался он сложным для понимания обычного человека образом: «…в связи с тем, что договор был расторгнут только 27 марта 2013 года, все начисления в сумме 160,64 руб. за период с 1 по 27 марта автоматической системой расчетов выставлены к оплате, что также отразилось в выставленном счете за март». То есть добросовестного абонента записали в должники «по техническим причинам».
После вмешательства газеты вопрос с долгом был решен в пользу пожилой женщины — нам сообщили, что ее долг списан, и все переговоры с коллекторским агентством компания берет на себя. Но ни слова извинений за причиненные ей неудобства и волнения.
А ведь в такой ситуации может оказаться каждый решивший расторгнуть договор с этой организацией. И это не преувеличение. На вопрос о том, откуда вообще взялись брянские коллекторы, нам ответили буквально следующее: «Передается к взысканию только задолженность тех граждан, с которыми уже нет договорных отношений. Кроме Калужского филиала, такая процедура передачи долга действует еще в 15 областях Центрального региона».
Обратите внимание — к встрече с коллекторами должны готовиться именно те, кто по какой-то причине решил отказаться от услуг «Ростелекома». То есть случай читательницы — не досадная ошибка, а сложившаяся практика. Абоненты выясняют все вопросы по оплате с «Ростелекомом». Бывшие абоненты — с коллекторским агентством… Похоже, беречь нервы «нелояльных клиентов» здесь считают излишним.