Круглый стол был одним из тех мероприятий, где разные организации и предприятия могли познакомиться и обменяться опытом, в том числе — работы в условиях дистанционного образования. Обсуждали, в частности, как ориентировать образование на практику, промышленный туризм, грантовую поддержку стартапов.
Дни без турникетов
Одна из задач создания образовательной экосистемы — подготовка кадров для предприятий, входящих в различные кластеры Калужской области. То, что предприятиям нужны специалисты, и при этом крайне желательно, чтобы они были хорошо подготовлены, ни для кого не секрет. «Одна из проблем в том, что многие школьники не знают, чем занимаются разные предприятия, над чем они работают», — отметил руководитель Калужского регионального отделения Союза машиностроителей России Дмитрий Богатырев. С ним согласна директор Ассоциации промышленного туризма Наталья Томашевская: «Зачастую на 2-3 курсе студенты еще не видят свою будущую профессию». При этом многие предприятия, где требуются технические специалисты, — закрытые, просто так, с улицы, попасть туда на экскурсию невозможно. И если «СоюзМаш» регулярно устраивает «Дни без турникетов» — экскурсии на предприятия, входящие в эту организацию — то промышленный туризм для школьников в России находится в зачаточном состоянии. «А ведь именно увидев предприятие «изнутри» школьник может определиться с будущей профессией», — уверена Наталья Томашевская.
Вопросы по графику
В ИАТЭ ежегодно проводятся «Дни карьеры», во время которых студенты могут напрямую пообщаться с потенциальными работодателями. Но в этом году ситуация осложняется из-за коронавируса. Впрочем, отказываться от проведения «Дня карьеры» в обнинском вузе не планируют. Но вот формат серьезно изменится. «Мы составляем график встреч работодателей со студентами в Google Meet. Сначала представитель предприятия делает презентацию компании, потом студенты 15-20 минут задают свои вопросы, — рассказала начальник отделения социальных и экономических наук ИАТЭ Анастасия Кузнецова. — Особенность в том, что мы записываем студентов на встречи с работодателями целенаправленно. Если, например, предприятие фармкластера заинтересовано в химиках, то на встрече будут студенты-химики. Nestle интересуют инженеры в области электроники — значит, на онлайн-встрече будут именно они».
Стартапы
Впрочем, в кадрах нуждаются не только крупные предприятия. В Обнинске многие организации хотят, чтобы их выпускники — школьники, студенты — создавали инновационные стартапы, малые предприятия и проекты. Сделать это без поддержки зачастую невозможно. Поэтому на круглом столе много говорили о различных грантах Агентства стратегических инициатив и возможностях для школьников участвовать в олимпиадах НТИ.
«Подобные круглые столы позволяют формировать новые связи между организациями образования и предприятиями, — говорит гендиректор обнинского кластера науки и образования Вера Иволгина. — Уже сейчас можно сказать, что, хотя круглый стол прошел в онлайн-формате, он вызвал большой интерес. В частности, уже понятно, что в Обнинске мы будем активнее развивать промышленный туризм и постараемся вовлечь в него максимальное число школьников и предприятий».