МС-21 – на пути в небо

Автор: 09 июня 2016 815
МС-21 – на пути в небо

Авиационный мир пережил настоящую революцию. В Иркутске впервые показали новый российский авиалайнер МС-21, который по многим параметрам опережает новые модели Boeing и Airbus. Без обнинской «Технологии» МС-21 не было бы 

Выкатили!

На первую выкатку приехал премьер Дмитрий Медведев"Я поздравляю всех с этим событием. Сегодня мы впервые видим МС-21 – один из самых совершенных самолетов подобного класса. Я уверен, что этот самолет станет гордостью российской гражданской авиации, и люди будут с удовольствием летать на МС-21». Внимание высшего руководства страны не случайно.

Новый самолет решает важные экономические и политические задачи страны. Дело в том, что долгое время наш гражданский парк «жил» на старых зарубежных лайнерах, причем на довольно уже стареньких, хорошо послуживших другим державам. Для страны, первой запустившей спутник и первой отправившей человека в космос, такое положение вещей было унизительным.

Но долгое время наше авиастроение не могло конкурировать с западными компаниями. Когда шел слом эпох, у отрасли фактически пропало госфинансирование, мы потеряли темп и проиграли конкуренцию. Кому-то казалось – навсегда. Но оказалось – лишь на время.

Сначала миру предъявили Sukhoi Superjet 100, созданный уже без советского задела и рассчитанный на региональные полеты (до 3 тыс. км). А теперь – и МС-21. Это уже среднемагистральный самолет (до 6,5 тыс. км), который по многим параметрам превосходит новейшие аналоги Boeing-737 MAX и Airbus A320neo – они тоже только выводятся на рынок. В настоящее время разрабатываются две версии самолета: МС-21-300 и МС-21-200. Стартовый проект, который «выкатили» позавчера в Иркутске, на предприятии «Иркут», — «трехсотка».

Лучше Боинга

 МС-21 во многом опережает конкурентов

МС-21 по задумке разработчиков должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и Боинг-737. В перспективе он заполнит парк самолетов гражданской авиации России на 80%. И это не какие-то отдаленные планы, серийное производство пойдет уже в 2017 году. Общий портфель заказов на сегодня составляет 285 самолетов, из них на 175 лайнеров заключены твердые контракты, а по остальным подписаны рамочные соглашения. Главный и первый потребитель – «Аэрофлот». Впрочем, отечественным рынком дело не ограничивается, хотя это очень беспокоит Boeing и Airbus, которые прочно оседлали международный авиационный рынок.

МС-21 будет и летать дальше своих конкурентов, и вмещать больше пассажиров. Так, например, в версии МС-21–300  можно перевезти до 230 пассажиров. Для сравнения, у Airbus A320neo этот показатель составляет всего 180 пассажиров, у Boeing 737 MAX-8 - 189, у Bombardier CS300 - их всего лишь 135. К тому же российский самолет будет иметь больший объем багажных полок, большую ширину кресел и наибольшую ширину прохода. Для людей - это повышенный комфорт, а для работы аэропортов - сокращение времени посадки и высадки пассажиров. А новый экономичный двигатель позволит авиакомпаниям значительно снизить расходы на эксплуатацию российского самолета. Наконец, он более экологичен, чем конкуренты.

Только «Технология»

 На «Технологии» делают хвостовое оперение МС-21

Столь долгожданный проект для российской авиации мог бы и не воплотиться в жизнь, не подключись к нему обнинская «Технология». Основной обнинский секрет – композиты, материал будущего. Они легкие, прочные, экономичные. Создавать крупногабаритные конструкции из композитов с соблюдением требований по качеству и прочностным характеристикам, способны всего несколько центров в мире. Один из них – ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. Специалисты признают, что металл по ряду параметров приблизился к верхней границе своих возможностей, и прежде всего в авиастроении. Так что широкое применение композитов в высокотехнологической промышленности неизбежно. В Boeing-737 MAX и Airbus A320neo они используются совсем немного - в двигателях и законцовках крыла. А в МС-21 доля композитов очень велика, их массовая доля превышает треть веса самолета.

Первыми об этом вслух сказали японцы, признав первенство МС-21. Зарубежных специалистов поразили, к примеру, монолитные карбоновые крылья 20 м длиной – они созданы в ульяновском «Аэрокомпозите». И это позволяет выигрывать в аэродинамике. Ту же задачу решает композитное хвостовое оперение. А оно готовилось уже в Обнинске, на «Технологии».

…Если зайти в цех «Технологии» и увидеть, как создается хвостовое оперение для МС21, обычный человек может сразу и не оценить всю сложность процесса. На первый взгляд, выглядит все просто: по длинной 7-метровой конструкции из композита прокатывается специальная машина, укладывая слоями узкие полосы углеродной ткани. Казалось бы, что сложного – задай характеристики, запусти машину, а получившуюся конструкцию отправь отверждаться в автоклав. На самом деле тут нужны очень точные расчеты, чтобы по окончании всех технологических процессов создать тот продукт, который нужен для самолета: легкий, прочный, надёжный и высокотехнологичный.

На «Технологии» смогли добиться отличного эффекта – процесс отлажен и отработан на 100%. Это, к слову, подтвердили аудит, проведенный в Обнинске специалистами компании «Иркут», где окончательно и собирался МС-21.

«Если требуется максимально эффективно воплотить самые передовые идеи в высокотехнологичную продукцию, «Технология» способна это сделать. Первый опыт создания крупногабаритных конструкций из композитных материалов предприятием был получен в рамках самой масштабной в истории страны кооперации по созданию многоразового космического корабля «Буран». Участие в проекте «МС-21» – достойное развитие заложенных в те годы традиций.  Умение воплощать научную идею в серийный продукт является нашим основным конкурентным преимуществом», - отметил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.    

 Что конкретно сделала «Технология» для МС-21:

  • поставлены более 4000 стандартных и конструктивно-подобных образцов и фрагментов для проведения испытаний;
  • разработана нормативно-технологическая документация на изготовление и неразрушающий контроль с использованием методов автоматизированной выкладки, раскроя и лазерного проецирования на базе ПО FiberSim;
  • разработаны и изготовлены мастер модели и формообразующие оснастки для лонжеронов, нервюр и панелей;
  • отработаны технологии, изготовлены натурные панели кессона киля, отгружены два комплекта на сборку, 3-й комплект подготовлен для отгрузки;
  • отработана технология, изготовлено и поставлено 2 комплекта лонжеронов и 2 комплекта нервюр кессона киля;
  • существующее состояние производства агрегатов из ПКМ позволяет одновременно производить до 3 комплектов элементов кессонов киля и стабилизаторов;
  • широкое применение автоматизации и передового программного обеспечения обеспечивает повторяемость качества.

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены