Универсальный. Лёгкий. Наш

Автор: Игорь ДМИТРИЕВ 15 марта 2018 558
Андрей Силкин у Т-500 Андрей Силкин у Т-500

На международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 Президенту России Владимиру Путину был представлен первый летный экземпляр перспективного специализированного воздушного судна для авиахимработ Т-500, выпущенный ОНПП «Технология». Журналисты о нем говорили: первый в России, летающий трактор, младший брат Т-50.

Проявленный интерес показал, что обнинская разработка привычно попала «в яблочко». Уже в этом году предприятие должно выпустить первую серию — 30, а в следующем году выйти на мощность 120 воздушных судов в год. Какие перспективы ждут самолет, какие выгоды получат ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина, Калужская область и эксплуатанты техники? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор предприятия Андрей Силкин.

 

Корр. Почему был выбран вариант создания самолета именно для сельскохозяйственной авиации, ведь предприятие прославлено участием в проектах совершенно других масштабов: орбитальный корабль «Буран», ракета-носитель «Протон», авиалайнер МС-21? А тут — небольшой самолет.

Силкин. Решению предшествовала серьёзная аналитическая работа. Мы провели исследования рынка, определили перспективы, отдельно были оценены и наши собственные возможности. Потребность в таком самолете оказалась очень высока.

Изначально предполагалось выпускать 60 машин в год, но уже сейчас потенциальные потребители требуют двукратного увеличения этой цифры. По сути, мы получили массовый продукт. Так что, если говорить о масштабах проекта, он вполне соответствует уровню предприятия. А еще Т-500 — тот редкий (если не единственный) случай, когда «Технология» начнет выпускать не какую-то часть изделия, а практически конечный продукт. Полностью композитный планер, поликарбонатное остекление — все это будет делаться нами. Казанским коллегам по проекту останется установить двигатель и авионику, и самолет будет готов к решению соответствующих задач.

Корр. Какими же достоинствами обладает Т-500?

Силкин. Это современная, качественно новая машина. Здесь воплощены достижения нашего предприятия в области, как ни странно, боевой авиации. Поликарбонатное остекление с металлооптическим покрытием сделает работу пилота в полях комфортной и безопасной. Уникальной технологией работы с этим легким и прочным материалом в России обладаем только мы, а металлооптические покрытия, защищающие экипаж от воздействия внешних негативных факторов — одна из наших визитных карточек. Основной силовой элемент планера — 12-метровый углепластиковый лонжерон — сам по себе потребовал разработки особой технологии, при этом позволил применить к планеру и ряд других конструктивных решений, улучшивших характеристики предшественника. Как пример: без потери летных качеств (а по иным параметрам и превысив былые значения) Т-500 только химической смеси берет вдвое больше. Горячее формование — метод, которым мы изготавливаем конструкции и агрегаты — позволит эксплуатировать самолет в регионах с жарким климатом. Таким образом, благодаря нашим усилиям самолет стал более легким, надежным, грузоподъемным и универсальным.

Корр. Можно расшифровать понятие «универсальный», особенно в приложении к самолету, заявленному как сельскохозяйственный?

Силкин. Изначально он, действительно, задумывался как комплекс для химической обработки сельхозугодий. Не зря к проекту сразу проявили внимание Калужская область, где самолет будут производить, Татарстан, где будет реализован пилотный проект по созданию всероссийской системы авиахимработ, Пермский край и Свердловская область, которые данный проект применят на своих территориях. Уже на авиасалоне были подписаны соглашения с этими регионами. В ходе рабочих встреч выяснилось, что необходимость в небольшом, маневренном, с уникально низкой стоимостью рабочего часа, самолете — чрезвычайно высока. Он необходим для мониторинга лесных угодий в пожароопасный период и просто для выявления фактов незаконной вырубки лесов, обследования объектов большой протяженности, таких, как нефте- или газопроводы и многого другого. «Сельскохозяйственный», как оказалось, только одна составляющая. Пусть даже и основная, но всё же одна из…

Подтверждает актуальность проекта интерес, проявленный Федеральным агентством лесного хозяйства и иностранными заказчиками.

До конца года на крыло встанет тридцать Т-500

Корр. На какой стадии сейчас находится проект? Когда ожидать первую серийную машину?

Силкин. Самолет успешно прошел летные испытания. Процесс сертификации типа вышел на финишную прямую. С конца весны планируется начать организацию серийного производства. Задача непростая, поскольку до конца года тридцать Т-500 должны встать на крыло. Но «Технология» и создавалась как предприятие для решения сложных и амбициозных задач. При той поддержке, которая нам оказывается со стороны области, Минпромторга и Ростеха, том научно-техническом и производственном потенциале, который демонстрирует «Технология», проект будет реализован в запланированные сроки.
Беседовал Игорь ДМИТРИЕВ

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены