Автобусная война

Автор: 12 мая 2016 1301
Въезд на автостанцию закрыл шлагбаум Въезд на автостанцию закрыл шлагбаум

Предприниматели делят маршруты — страдают пассажиры.

Спорное Кривское
Транспортный вопрос в Экодолье стоит остро — добраться до «основного» Обнинска, не имея личного транспорта, непросто. Но сейчас проблема вроде решена: здесь пролегает путь обнинского маршрута №16, а также автобусов «Обнинск — Боровск» и «Обнинск — Боровск, через Кривское». Однако вскоре жителей Экодолья вполне могут ожидать новые трудности, рукотворные. На том основании, что перевозчики не могут «поделить» пассажиров.
Кратко суть конфликта такова. Маршрут №16 предусматривает разворот в Кривском. Но останавливаться и забирать пассажиров «шестнадцатые» здесь не должны — утвержденные правила это запрещают.
Теперь представьте картину: автобус подъезжает к Кривскому, где полно пассажиров, разворачивается и уезжает, не забирая никого. В проигрыше все — водитель упускает деньги, людям элементарно обидно — они воспринимают такой демарш как издевательство. Конфликты неизбежны.
Неудивительно, что маршрутки №16 стали «нарушителями конвенции» — по крайней мере, именно так утверждает предприниматель-конкурент, руководитель ООО «Транс-унисервис» Юрий Соловьев. Как рассказывает Юрий Иванович, он несколько раз обращался в администрацию Обнинска, требуя призвать к ответу ИП Вдовина, который работает на маршруте №16. Тот, в свою очередь, жалуется ровно таким же образом на Соловьева, предъявляя фото: автобусы Соловьева забирают пассажиров уже на обнинских остановках, чего также не должны делать.
И тогда Юрий Соловьев применяет «болевой прием»: обращается в арбитражный суд с требованием… вообще убрать маршрут №16. О чем жители Экодолья, отрезанные от основного города, понятное дело, ни сном, ни духом…

А как же жители?
Интересы предпринимателя понятны. Маршрут разыгран по конкурсу на определенных условиях, а тут «правила игры» меняются, «чужаки» беззастенчиво забирают пассажиров, лишая его прибыли. При этом социальных обязательств Соловьева никто не отменял: льготников по-прежнему нужно перевозить, строго следить за тем, чтобы первые и последние автобусы ходили четко по расписанию — это крайне важно, и иногда в буквальном смысле вопрос жизни и смерти.
А теперь взглянем на ситуацию глазами обычного пассажира. Ему неинтересны вопросы конкурентной борьбы. Все, что нужно, — чтобы автобусы ходили четко по расписанию и без длительных перерывов. А уж чьи они — вопрос совершенно не принципиальный, мягко говоря.
Дополнительные краски ситуации придает то обстоятельство, что Юрий Соловьев — не просто перевозчик, а народный избранник, депутат Боровского районного собрания. И, по идее, должен заботиться о благе жителей. «Да, людям сложившееся положение удобно», — признает Юрий Иванович. Впрочем, этот факт его нисколько не смущает: «Я требую, чтобы ситуация разрешилась в рамках правового поля».

Возможны варианты
Пока рассмотрение дела по существу еще не начато. Начальник отдела по организации обеспечения услугами связи, бытового и транспортного обслуживания населения управления потребительского рынка Обнинска Анна Сычева считает, что маршрут №16 необходимо сохранить. «Основной целью создания регулярного муниципального маршрута №16 является обеспечение беспрепятственного доступа жителей Экодолья к жизненно важной инфраструктуре города: вокзалу, больнице, школам и др., — говорит она. — Это крайне важный маршрут, он необходим жителям микрорайона». И в самом деле, другой дороги, кроме той, что ведет в Кривское, просто нет. Жители на 16-й маршрут не жалуются, льготников он перевозит…
Юрий Соловьев, надеясь на выигрыш дела, расписывает дальнейший, причем весьма нетривиальный алгоритм действий пассажиров после того, как маршрут отменят по суду: «Если жители сочтут, что с транспортом существуют проблемы, им следует обращаться в областное Минэкономразвития. Специальная комиссия отслеживает пассажиропоток и примет решение: например, добавить количество рейсов или пустить по маршруту более вместительные автобусы. Если нам дадут указание, мы его выполним».
Получается, что народный избранник сообщает — мол, я вас, уважаемые избиратели, лишу определенных важных для вас вещей. А вы уж старайтесь, жалуйтесь, бегайте по инстанциям — и все наладится. Хотя с точки зрения обычной житейской логики стоило бы сначала решить вопрос с пассажирами, а уж потом через суд требовать возмещения убытков с конкурента и «устранения» его с маршрута.
Сергей Вдовин идет другим путем: собирает подписи жителей Кривского и Экодолья, которые выступают за сохранение нынешнего положения вещей.

В случае чего — поставим шлагбаум
Кто прав, вопрос философский: с одной стороны, в последние годы все идет к упорядочиванию рынка пассажирских перевозок. Их стремятся сделать цивилизованными: с чистыми просторными вокзалами, грамотными водителями, исправными автобусами. А это возможно только в правовом поле — ни один предприниматель не будет стараться, если его интересы не соблюдаются и на «его» маршруте появляются посторонние перевозчики.
«Мы за свой счет привели в порядок автостанцию Боровска, — говорит Юрий Соловьев. — Отремонтировали зал ожидания, поставили камеры видеонаблюдения, выведенные в полицию. Буквально на днях был случай: какой-то негодяй грубил ветерану войны. Камеры это зафиксировали, надеюсь, нарушителя найдут. Мы стараемся обеспечить комфорт и безопасность пассажиров». Также Соловьев поставил остановочные павильоны в том же Кривском.
Разумеется, делается это не в качестве благотворительности — конкуренты в буквальном смысле выдавливаются с рынка. Иногда это принимает зримые формы: например, въезд на автостанцию в Боровске теперь перегораживает шлагбаум. Насколько это законно? Вопрос требует исследования. Но представим, что какой-нибудь ретивый предприниматель, благоустроив пятачок перед своим магазином, перекрыл бы прилегающую городскую улицу. Это тоже считалось бы нормальным? Или в таком случае также помог бы статус депутата?

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены