Иду в поступление

Автор: 07 октября 2021 547
Иду в поступление

В будущем году впервые за парты сядут, по предварительным расчетам, 1700 маленьких обнинцев. Но многие из них уже на этой неделе начали ходить в школы — там стартовали подготовительные курсы для будущих первоклашек

 

Вечер среды в самой крупной обнинской школе, лицее «Держава». Здесь царит детская суета. Девчонки в юбочках-бантиках, мальчики — в рубашках. У каждого — табличка с именем, чтобы учителю легче было запомнить всех. Вместе с педагогом они шумно поднимаются в класс — дети пришли учиться быть первоклассниками.

Официально и реально

Безусловно, родители хотят, чтобы их ребенок вырос самым-самым — умным, талантливым, сообразительным. Именно на этот родительский перфекционизм и рассчитаны всевозможные детские центры, школы развития и подготовительные курсы. Ведь один из главных родительских страхов — что ребенок будет хуже других, будет не так успешен. Насколько этот страх оправдан в преддверии первого класса?

«Моя дочка пошла на подготовку к школе, — рассказывает Алена Кривенко, мама будущей первоклассницы. — А как же без таких курсов? Во-первых, мы «идем на учителя» — а значит, подготовка обязательна. Кроме того, сейчас все дети в первом классе должны уметь читать и писать. Не хочу, чтобы ребенок оказался в отстающих».

Примерно такая же мотивация и у других родителей. Хотя официальная позиция министерства образования такова: от первоклашки не требуется умения читать и писать. «Подготовительные курсы в школах подразумевают лишь мягкую адаптацию ребенка к новому миру, — уверяет директор школы №17 Светлана Чубарова. — Это не натаскивание детей. Учителя помогают ребенку научиться слушать информацию. Важный момент: мы не делим классы на те, в которых дети умеют читать и писать, и те, где не умеют. Да, сейчас большинство детей к первому классу уже читают, считают, стараются писать. Но как педагог с опытом заверяю: всем навыкам научат в школе, все дети выровняются в своих навыках уже через полгода».

Главное — не перегрузить

«В нашем городе представлен широкий спектр развивающих занятий, кружков, спортивных секций, — комментирует начальник управления общего образования Татьяна Волнистова. — Это прекрасная характеристика Обнинска как наукограда. Но есть и другая сторона медали. Сегодня дети информационно перегружены».

Как уточняет Волнистова, в детском саду ребенка полноценно готовят к школе. А что входит в это понятие? Речь идет, в первую очередь, о здоровье дошкольника, а далее — о развитии коммуникативных качеств, мелкой моторики (ребенок должен до школы лепить, рисовать).

Конечно, через игру учат еще и буквы и звуки. Это, что называется, и есть госстандарт.

Такой же парадигмы придерживаются и многие директора школ. Они в один голос говорят: «Главная обязанность будущих первоклассников — понимать, что школа — это уже взрослый мир, а потому важно соблюдать режим, уметь себя обслуживать. А уж читать и писать научат учителя».

Что в приоритете?

Впрочем, подобные доводы для многих родителей не становятся серьезным аргументом. А потому неудивительно, что в городе сформировалась целая индустрия развивающих занятий и кружков, которые помогают адаптировать ребенка к школе и взрослой жизни. «В этом году сын пошел в 1-й класс, — рассказывает Ирина Волохова. — И почти весь год до этого он посещал так называемые подготовительные курсы. Также сын ходил в сад. Плюс занятия спортом. Некоторые знакомые спрашивали: зачем так нагружать ребенка? А я хотела, чтобы в первом классе мой мальчик был не хуже остальных. Иначе легко потерять интерес к учебе. Но вроде ничего он не потерял. Так что я ни о чем не жалею».

Родители всеми силами пытаются нагрузить детей. Специалисты считают это неоправданным

Есть мнение!

Нейропсихолог Юлия Сыроватская уверяет: «Умение читать и писать — это вершина подготовки к школе. Куда важнее понять, готов ли ребенок физически и ментально к новому этапу в своей жизни. Дело в том, что до 5-6 лет у ребенка активно развивается правое полушарие — он воспринимает образы, звуки, картинки. А абстрактные символы (буквы, цифры) «оттягивают» мозговую энергию. И может сложиться ситуация, что нервная система просто не справится с объемом познавательной нагрузки. А потому родителям важно крайне осторожно заниматься развитием ребенка — уделять внимание не только академическим навыкам — чтению, письму, счету, раннему овладению английским языком, но и развивать физические, бытовые, социальные навыки.
Надо понимать: если устроить его в массу кружков-секций, это не даст никакой гарантии, что ребенок будет успешен в учебе. Да, возможно, на первых порах у него будет определенная фора перед теми детьми, чьи родители больше уделяли внимание так называемому общему развитию. Но ко второму полугодию 1-го класса психологически незрелый ребенок все равно проявит свои слабые стороны, и классические занятия по подготовке к школе не смогут перекрыть эти дефициты. Ребенку важно дозреть, дать ему полноценно прожить детство: наиграться, надвигаться, наобщаться. Только в этом случае проснется истинное любопытство и сформируется правильная мотивация на учение в школе.
Главное в образовательном процессе — не забыть самого ребенка, его желания и возможности. Помните: ребенок отлично учится, если его окружает атмосфера принятия, поддержки и радости. Это главный закон мозга — он запоминает и использует то, что вызвало у ребенка интерес и радость».

Пример HTML-страницы
© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены