Как раздор между коммунальными предприятиями сказывается на обычных людях.
Пятая часть города получила коммунальные квитанции за май со строчкой «отопление», в которой стояла сумма от 700 до 1 000 руб. Людей это, мягко говоря, разозлило — во-первых, никакого отопления в мае не было, а во-вторых, выставлены не такие уж и маленькие суммы, не обратить на них внимания невозможно. Дополнительный счет за неоказанную услугу пришел только жителям домов, которые обслуживает управляющая компания «Жилищно-коммунальное управление» (ЖКУ), остальных пока бог миловал. Но, похоже, только пока…
Директор ЖКУ Григорий Вайнштейн объясняет, что это перерасчет или «корректировка» — ее по закону можно делать раз в год. Обычно ежегодный перерасчет бывает в пользу жильцов — как правило, за тепло мы платим больше, чем потребили, и управляющие компании возвращают разницу. Но в этот раз вышло наоборот. «В начале года премьер-министр Путин заявил, что суммарное повышение коммунальных платежей не должно превышать 15%. — объясняет Григорий Вайнштейн. — И все взяли под козырек. Чтобы уложиться в 15%, городская администрация снизила норматив потребления тепла — оплата за тепло для людей возросла не сильно. И получилось так: МП «Теплоснабжение» продает управляющим компаниям тепло, условно говоря, по рублю, а мы с граждан можем брать за него не более 70 копеек. Образовался разрыв. За четыре месяца наша компания потеряла 6 млн руб.». В ЖКУ решили «раскидать» эту сумму по всем квартирам — вот так «аукнулось» людям снижение норматива.
Как «разруливать» эту ситуацию, обсуждали на заседании комитета по жилищно-коммунальным услугам городского Собрания. «Кто снизил норматив, тот и должен покрывать разницу, — сказала депутат Нина Иларионова. — Норматив снижен постановлением главы администрации. Значит, образовавшиеся долги управляющих компаний необходимо покрыть за счет городского бюджета. Но нужно внимательно проверить суммы — мало ли что управляющие компании насчитали». Исполнительная власть так не считает и, как уже сообщалось, ею была направлена жалоба на действия УК ЖКУ в прокуратуру. Мы обратились к правоохранителям за комментариями. В прокуратуре нам сказали, что только приступили к проверке, результаты ее станут известны только через месяц.
К слову, в такой же ситуации оказались все крупные управляющие компании города. Директор УК «Управляющая компания» Виталий Клюев на заседании комитета сказал, что к январю 2011-го его предприятие полностью рассчиталось с долгами перед МП «Теплоснабжение», а теперь, из-за разрыва в размере платежей, снова образовался большой долг. «Скорее всего, мы будем делать перерасчет в январе 2012-го», — сказал Виталий Клюев. На этот же срок ориентируется и директор МП «Комфорт» Ольга Наумова.
Между МП «Теплоснабжение» и управляющими компаниями отношения напряженные, судебные процессы идут постоянно. Директор МП «Теплоснабжение» Юрий Юрков негодует: мало того, дескать, что большинство управляющих компаний в долгах как в шелках, они еще и пользуются деньгами его предприятия без спроса. А управляющие компании в свою очередь обвиняют «Теплоснабжение» в «драконовских» мерах. Оно, например, требует плату за тепло не позднее 10-го числа. А где взять деньги, если люди, в основном, начинают платить «за квартиру» после 15-го?
Есть ли выход? Часть депутатского корпуса уверена, что есть: чтобы таких конфликтов не было впредь, нужно вводить прямые платежи, то есть, чтобы люди напрямую платили за тепло в адрес МП «Теплоснабжение», а не посредникам в лице управляющих компаний. Директора управляющих компаний поддерживают такой переход — все, как один. И это, в принципе, опровергает заявления о том, что им выгодно быть посредником между «Теплоснабжением» и населением.
А вот директор «Теплоснабжения» Юрий Юрков выступает против: «У нас есть договоры с управляющими компаниями, по которым они отвечают за состояние теплоузлов и внутридомовых теплосетей. Кто будет за них нести ответственность, если ввести прямые платежи? Сомневаюсь, что управляющие компании допустят нас к обслуживанию внутридомового оборудования».
А что администрация? Начальник управления городского хозяйства Геннадий Ананьев заявил, что прямые платежи невозможны, потому что любые изменения в системе платежей по закону должны делаться решением собственников жилья: «Люди у нас пассивны, голосовать не станут».
В сухом остатке получается, что управляющие компании не хотят играть роль посредника, а муниципалитет заинтересован в сохранении статус кво. Хотя во многих городах страны, например, Москве, Хабаровске, Владивостоке, действует система прямых платежей — там конфликты между управляющими компаниями и тепловиками сведены к минимуму. Там невозможна ситуация, когда какая-то УК покрывала бы свой долг с помощью перерасчета. Значит, и простым людям прямые платежи тоже выгодны.