Без запаха и сбросов

Автор: 19 января 2023 971
Модернизация очистных — пожалуй, самый сложный и больной для Обнинска вопрос Модернизация очистных — пожалуй, самый сложный и больной для Обнинска вопрос

Компания «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) вышла с предложением по модернизации и развитию обнинского коммунального комплекса. За 16 лет компания предлагает вложить в проблемную инфраструктуру ЖКХ почти 7 млрд рублей. Объем работ запланирован колоссальный. Но неужели придется ждать почти полтора десятка лет, чтобы в воздухе перестали разноситься «ароматы» очистных, а в Протву — происходить сбросы?

 

О том, что и в какие сроки собирается сделать РИР, мы поговорили с советником гендиректора РИР Алексеем Бобырем. По его словам, с самыми больными проблемами города — а связаны они, во многом, с системами водоснабжения и водоотведения — разберутся уже в ближайшие годы. «Город поставил перед нами несколько первоочередных задач, — говорит Алексей Бобырь. — Среди них самые главные — модернизация очистных и достройка канализационного коллектора».

Очистка: запах и сбросы

Модернизация очистных сооружений — это, пожалуй, самый сложный и больной для Обнинска вопрос. Из-за регулярных сбросов Протва отравлена. Жители бесконечно наблюдают эти сбросы — то по воде плывут подгузники, прокладки, древесные отходы. То вода покрывается плотной пеной. То рыба гибнет… И это — не говоря уже о том, что содержание кишечной палочки в реке во много раз превышает норму.

А вонь, порой накрывающая город вплоть до 51-го микрорайона, не позволяет забыть о состоянии очистных даже тем, кто к реке на километр не приближается. Очистные не справляются со своими функциями — при жаре, при большой или, наоборот, слишком маленькой нагрузке и еще при тысяче и одной ситуации.

Люди платили инвестнадбавку на создание новой линии очистных. Скинулись всем городом, так почему лучше не становится?

В Обнинске две линии очистных: старая, существующая со времен «царя Гороха», и новая, которую достроили несколько лет назад и на которую как раз и скидывались. И многие проблемы новая линия решила. Но часть стоков все еще приходится на старую — около трети. К тому же город растет, стоков, соответственно, становится больше. И очистные справляются с нагрузкой «со скрипом». Ситуация обостряется тем, что реконструкцией старой линии так и не занялись: на это не было денег.

В этом году, если концессионное соглашение подпишут, модернизацию уже начнут. Она займет 5 лет — до конца 2028 года. «Разбираться» станут в первую очередь с «головой приема»: это первичные отстойники, здание решеток, песколовки, внутриплощадочные сети.
«Именно там накопились проблемы, из-за которых возникают запахи и сбросы, — говорит Алексей Бобырь. — Каждое такое происшествие — нагрузка на экологию и, соответственно, нередки штрафы Росприроднадзора».

Пять лет назад на коллекторе произошла крупная авария.
Чтобы ее устранить, потребовалась почти неделя

Коллектор: дотянуть 4 километра

Если вонь с очистных непосредственно ощущает каждый житель города, то о состоянии коллектора мало кто задумывается: он скрыт от людских глаз, и вроде бы беспокойства не доставляет. Но это на самом деле — бомба замедленного действия.

Действующий в Обнинске хозфекальный коллектор был построен еще в начале 70-х и уже совершенно изношен. Однажды его состояние уже привело к серьезной аварии. В январе 2018 года на ул. Красных Зорь в районе вокзала разорвалась метровая труба, залегающая на 6-метровой глубине. Без воды и канализации оказалась значительная часть города. Ремонтные работы осложнялись 25-метровой пробкой из песка и гравия в трубе. И «ремонтные прогнозы» изначально были неутешительными: по первым оценкам, на ремонт могло бы потребоваться две недели или даже больше. Представляете, что такое — остаться на полмесяца без воды и канализации? Но благодаря самоотверженному и напряженному труду ремонтников прорыв устранили даже меньше, чем за неделю: аварийные бригады, в том числе и из

Калуги, работали, в том числе, по ночам, когда снижали давление в водопроводе.

С тех пор подобных проблем, к счастью, не возникало. Но опасность повторения истории не просто существует, но и с каждым годом становится все серьезнее — сети моложе не становятся, а новый коллектор строится черепашьими темпами.

Скорость строительства легко измерить «в рублях»: цена нового коллектора — больше 1,5 млрд рублей. Каждый год в строительство вкладывают 55-60 млн — больше денег на это в городской казне нет. История со строительством тянется больше 10 лет, но еще очень и очень далека от завершения. И такими темпами она протянется еще полтора десятка лет — за это время старый коллектор окончательно разрушится.

«Мы уделим коллектору самое пристальное внимание; реализовать этот проект как можно быстрее — одно из основных технических заданий города, — говорит Алексей Бобырь. — Поэтому уже в этом году сделаем проект на 3,9 км самотечного коллектора диаметром 1200 мм, в этом же году проект должен пройти Госэкспертизу. И в 2024-25 годах мы его построим. Новый коллектор сможет прослужить больше 50 лет».

РИР обещает, что проект будет сделан так, чтобы минимально влиять на повседневную жизнь города во время самого строительства: и чтобы воду не приходилось отключать, и чтобы дороги были перекрыты как можно меньше. «Мы будем очень плотно работать с управлением архитектуры и градостроительства Обнинска, — подчеркивает Алексей Бобырь. — Проект пройдет полное согласование с городскими властями».

Проектировать РИР собирается своими силами, не привлекая посторонние организации: у компании существует собственный Инженерный центр. В Обнинске, к слову, уже есть пример работы этих проектировщиков. МП «Теплоснабжение» недавно построило в Старом городе понизительную насосную станцию. А спроектировали ее специалисты Инженерного центра.

Насосы и «цифра»

В планах у РИР и другое крупное «водное хозяйство» — реконструкция двух насосных станций и модернизация водопроводных сетей.

Кроме того, РИР вплотную займется цифровизацией. И не только оцифрует все процессы на предприятиях — например, установит системы, позволяющие быстро и точно локализовать места утечек — но и создаст единый колл-центр «по вопросам ресурсоснабжения». «Жители и предприятия должны иметь возможность обратиться к поставщикам ресурсов через систему «одного окна» по любым вопросам: от начисления платежей до присоединения и качества услуг, — рассказывает Алексей Бобырь. — Причем сделать это можно будет как через личный кабинет в интернете, так и в привычном многим формате — мы понимаем, что многим удобнее общаться с живым человеком. Это амбициозная задача. Но мы ее решим».

Кадры решают все

Хватит ли у РИР «рук», чтобы воплотить задуманное в жизнь в заявленные сроки? Ведь меняют трубы и монтируют новое оборудование не управленцы, а простые рабочие. А что в «Водоканале», что в «Теплоснабжении» их не хватает.

В компании утверждают, что сделают все возможное, чтобы не просто сохранить, но расширить коллективы: «Работники коммунальной сферы Обнинска обладают уникальными навыками и знаниями. Поэтому каждому из них предложим работать с нами. Более того, будем делать донабор — люди с рабочими специальностями очень нужны, — говорит Алексей Бобырь. — Будем повышать зарплаты, улучшать условия труда.

В «Водоканале» стараются обновлять оборудование. Но денег на это хронически не хватает

 

Конечно, мы готовы искать, например, технологов не только в Обнинске и Калужской области. Если вдруг подходящий человек найдется в другом регионе, предложим ему хороший «релокационный пакет». Но в первую очередь мы ориентируемся на местных специалистов и рабочих: все мы трудимся для жителей Обнинска. И каждый работник коммунального хозяйства не просто получает зарплату за свою работу, но и, как местный житель, понимает, что он работает на благо города».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены