Домофонная сага

Автор: 06 августа 2015 2622
Ухоженный двор по ул. Гагарина, 7 Ухоженный двор по ул. Гагарина, 7

Отказавшись от абонентской платы за домофон, жители Гагарина, 7 добились немалой выгоды: на сэкономленные деньги они навели порядок в подъезде.

После серии публикаций в газете «Вы и Мы» «Домофонное рабство» в нашу газету также обратилось очень много горожан. «Я живу на Энгельса, 34, — рассказывает Константин Смирнов. — Домофон поставили много лет назад. Конечно, дело важное — речь идет о безопасности. Но только теперь я задумался: фактически ИП Пасынков один раз потрудился, установив систему и, считай, все — не видел я больше ребят из этой компании. А квитки-то за абонентскую плату приходят каждый месяц. Разве это справедливо?» Мы тоже задались этим вопросом и постарались разобраться в ситуации.

Договор дороже денег

Скажем честно, разобраться было непросто. Потому что, на наш взгляд, в этом деле слишком много неразберихи и беспорядка. У одних жителей договор с ИП Пасынковым есть, у других — его нет. Одни платят ему непосредственно по отдельным квиткам, у других оплата домофона зашита в квартплату. Одни перечисляют деньги, как и положено, безналичным платежом, другие — отдают наличные сборщикам, которые ходят по квартирам и записывают платежи в тетрадочку. И так далее. Когда мы задали вопрос, откуда взялся такой разброд, ответ был невнятным: так сложилось с самого начала.

А между тем Гражданского кодекса никто не отменял. И все юристы, с кем мы общались, утверждают: наличие договора в данном случае обязательно, причем в договоре должно быть прописано, за что и сколько платят люди. Без договора взымать оплату с жителей нельзя. Эдак каждый начнет счета по почтовым ящикам рассылать!

Дальше — больше. Немало жителей сегодня не устраивают формулировки когда-то заключенного с ИП Пасынковым договора. Но расторгнуть его, как они говорят, у них не выходит. Почему? «Мне не нравится многое, — признается Сергей Мелехов, житель Маркса, 75. — Прежде всего я хотел бы платить за фактически произведенную работу: сломался домофон, я вызвал ремонтников и оплатил их услуги. Ведь, покупая телевизор, холодильник или фотоаппарат, я не попадаю в зависимость к продавцу и не плачу ему абонентскую плату за пользование приобретенными вещами. Сломается — отнесу в починку. Работает исправно — никаких дополнительных трат нет... А чего стоит пункт 3.3 договора! Согласно нему ИП Пасынков в одностороннем порядке может изменить размер ежемесячной абонентской платы. Это вообще ни в какие ворота не лезет. Но чтобы расторгнуть договор, согласно его положениям ко мне должно присоединиться не менее половины соседей!» Понятно, что люди готовы отстегивать по 50-60 руб. ежемесячно, лишь бы не создавать себе подобных неудобств.
На самом деле все не так безнадежно, и никаких неудобств нет. Если копнуть глубже, выясняется, что у ИП Пасынкова нет правовых оснований для заключения договоров по домофонам с гражданами. И это подтвердили нам все юристы, к которым мы обратились. Дело в том, что домофон — общедомовое имущество. И его обслуживание по закону является обязанностью управляющей компании, а не какого-то пусть даже самого замечательного ИП. Иначе велик риск нарваться на двойную оплату. Причем выставлять гражданам счет за дополнительную услугу «Обслуживание домофона» незаконно! И об этом говорит не только Жилищный кодекс, но и разъяснения Минрегиона России, которые появились отнюдь не сегодня, а — на минуточку! — пять лет назад. Можно было за это время привести дела в порядок? Вне всякого сомнения. Почему это не сделано до сих пор?

По опыту «соседей»

Конечно, кто-то может сказать: мол, сумма в 60 рублей за домофонную абонентскую плату — не деньги в семейном бюджете. Легче заплатить, чем связываться. Это, конечно, так. Но только если вести речь об одной квартире. А если взять многоподъездный дом, к примеру, девятиэтажку по Гагарина, 36? За год набегает сумма почти в 250 тысяч. Эти деньги можно было бы потратить на обу­стройство дворовых площадок, покупку новых почтовых ящиков, замену входных дверей — да много еще чего приходит на ум.

В Обнинске уже есть дома, где решили не разбрасываться подобными средствами. Дмитрий Скиртач, председатель ТСЖ по Гагарина, 7, посчитал, что за год экономия по его небольшому дому составит примерно 40 тысяч рублей. Скиртач рассудил: деньги немалые. Он добился расторжения существующих персональных договоров с Пасынковым. А затем уже от имени ТСЖ заключил общий договор. С одной, но очень существенной оговоркой. Отныне ТСЖ избавлено от ежемесячной абонентской платы. Деньги платятся по факту — когда что-то сломается и нужен ремонт.

«Конечно, препятствий со стороны домофонной компании было немало, — делится Дмитрий Скиртач. — Но дело того стоило. Теперь в договоре прописан порядок расчетов — только на основании акта выполненных работ. Но главное — мы высвободили средства. Они пошли на обустройство двора — у нас стало намного красивее. Купили зеркала в подъезды, коврики, пространство вокруг преобразилось. Мы этим гордимся. При этом с домофонными устройствами ничего не произошло — прекрасно работают, как и должно, в принципе, быть».

А что, если в вашем доме нет ТСЖ? Тогда нужно проконтролировать, чтобы управляющая компания работала в ваших интересах, а не в интересах постороннего ИП. Обратитесь в нее с письменным заявлением. Во-первых, потребуйте исключения из квитка квартплаты строки «обслуживание домофона», если она есть. Во-вторых, поставьте вопрос о том, чтобы договор УК с домофонной компанией строился на основе платы за ремонт оборудования, а не по абонентской схеме. В-третьих, настаивайте, чтобы УК выбрала наиболее выгодного домофонного оператора. В Обнинск с удовольствием готовы прийти компании из соседних городов и даже из Калуги, причем многие готовы работать за вдвое меньшую оплату, чем мы платим сегодня.

Буква закона:

В состав общедомового имущества входит «механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)» (ЖК РФ, ст. 36; Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, п. 2). Домофон полностью подходит под это определение.

Обслуживание домофона входит в перечень работ по содержанию общего имущества и является обязанностью управляющей организации. Управляющая организация обязана заключить договор на эксплуатацию данного устройства с соответствующей организацией. Предъявление управляющей организацией собственнику к оплате стоимости такой дополнительной услуги, как «Обслуживание домофона», является незаконным» (Письмо Министерства регионального развития РФ №30665-ИБ/14 от 23.08.2010).

Пошаговая инструкция:

1. Необходимо обратиться к директору ПО «Домофон» Сергею Пасынкову с заявлением о предоставлении договора, заключенного между фирмой и конкретным физическим лицом (велика вероятность, что документа просто не будет, в таком случае следует потребовать возврата уплаченных средств за весь период).

2. Написать заявление о расторжении договора (основание — неправильно оформленный документ).

3. Обратиться в управляющую компанию с просьбой заключить от ее имени договор со специализированной организацией не на абонентское обслуживание домофона, а на предоставление услуг по ремонту оборудования.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены