Компания «Спецавтохозяйство-Обнинск» намерена внедрить инновационную технологическую линию производства топлива из отходов

Автор: 16 марта 2017 866
Так выглядит один из вариантов топлива из отходов Так выглядит один из вариантов топлива из отходов

«Cжигать мусор — это неправильная идея, — считает представитель компании «Спецавтохозяйство-Обнинск» Сергей Клименко. — Во-первых, это очень вредно для окружающей среды. Во-вторых — бессмысленно, потому что очень дорого. Совсем другое дело — сжигать топливо, изготовленное из отходов, — вред минимален, а польза в виде тепловой энергии — огромна».

Что есть?
«Спецавтохозяйство-Обнинск» — крупнейший перевозчик мусора в наукограде, на его долю приходится около 70% перевозимых отходов. Это было первое частное предприятие в городе, которое занялось сортировкой мусора. Выглядит так — полные мусоровозы приезжают на станцию перегрузки отходов, вываливают их на транспортер, где и происходит ручная сортировка — из груд мусора изымается годное вторсырье: металлы, пластик, картон и т.д. Его объем пока невелик — около 5% от общей массы. Со временем, когда процесс механизируют, станет 15-20%. Затем оставшийся объем сильно прессуют, чтобы занимал поменьше места, и отвозят на городской полигон (свалку).

Что будет?
Через год-два схема обращения с отходами усовершенствуется. Дело в том, что бытовой и строительный мусор — отличное сырье для производства топлива. Не весь, конечно, мусор, а та его часть, которую можно относительно безопасно для окружающей среды сжечь. Дерево, например, или бумага.
— Нет ли в заверениях о безо­пасности лукавства? — интересуемся у Клименко.
— Ни малейшего, — говорит он. — Производство топлива из отходов — это целая технологическая цепочка. Сначала весь мусор проходит через мощную дробилку и измельчается. Затем он отправляется на динамический сепаратор, где тяжелая гниющая фракция, это, в основном, пищевые отходы, стекает вниз. Туда же отправляются камни, песок, глина. Наверху же остаются легкие фракции. Они поступают в магнитный сепаратор, в котором отделяется весь черный металл. Затем на рабочем столе с помощью транспортера происходит сортировка — изымается вторсырье и то, что жечь нельзя, к примеру — полихлорвинил. Оставшееся проходит повторное измельчение, и получаются так называемые чипсы, размером не более 3 см. Их подсушивают до 20% влажности. Но это еще не все. Дальше происходит лабораторный контроль, на котором проверяется, нет ли в топливе вредных примесей. Основная доля такого топлива — дерево.
— Применяется ли где-нибудь в Калужской области такая технология?
— Пока нет, — отвечает Клименко. — Скорее всего, мы будем первыми. А в нескольких городах страны такие установки уже работают. В Петербурге, например.

Для чего?
Топливо из мусора отлично подходит для печей цементных заводов. В России, по экспертным оценкам, в год можно производить 11 млн тонн вторичного топлива, которое обеспечит работу половины цементных заводов страны. Сейчас же они работают на газе, за который приходится дорого платить. Вторичное топливо — много дешевле. В Калужской области тоже есть цементные заводы, и они в таком топливе крайне заинтересованы.
Кроме того, в планах «Спецавтохозяйства-Обнинск» строительство собственной модульной котельной, которая будет работать на своих «чипсах». Она будет обогревать собственные помещения компании и продавать тепло желающим соседним предприятиям. Для собственных нужд топлива потребуется немного. В основном же, оно пойдет на продажу. По подсчетам специалистов «Спецавтохозяйства-Обнинск», новая технологическая линия может окупиться за пять лет.
Несколько лет назад в России приняли закон «Об обращении с отходами». Начало его действия откладывалось не раз — многие предприятия мусорной индустрии еще не готовы. А дело в том, что закон обязывает утилизировать только тот мусор, из которого извлечено вторсырье. «Спецавтохозяйство-Обнинск» к работе в новых условиях давно готово. Мало того, предприятие идет дальше. После того, как будет запущена технологическая линия по производству топлива из отходов, около 50% мусора пойдет в дело — либо на вторичную переработку, либо на топливо.
Виктор МАЛОВ

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены