С разрывом в 40 лет она возвращает нам этого замечательного художника, ведь для Обнинска фамилия Кончаловских отнюдь не пустой звук.
Родившись в семье художника, Михаил Кончаловский поначалу учился под руководством отца — а как же иначе. Затем, в Свободной академии Гранд Шомьер в Париже и в московском ВХУТЕИНе у бывших участников группы «Бубновый валет» Александра Осмёркина и Ильи Машкова. Между тем, набравшись от своих мэтров-авангардистов всевозможных «измов», молодой художник, однако, пошел по стопам своего родителя, во всяком случае на протяжении всего творческого периода он находился под сильным влиянием его живописной манеры. В искусствоведении существует даже проблема разделения их работ, в особенности периода 1940–50-х годов, когда старший и младший Кончаловские часто выезжали на совместные пленэры.
Вспоминает ученик Петра Кончаловского, художник Александр Лабас: «Я люблю Михаила Петровича Кончаловского. В нем есть те черты, которые были у Петра Петровича — чистый, настоящий, во всем правдивый, доброжелательный и принципиальный. Отношение Петра Петровича к художникам было неизменно, независимо от положения, которое они занимали. Правда, Петр Петрович иногда рубил, не вдаваясь в детали, не выискивая положительных сторон у некоторых художников. Ну, например, если сказать о ком-нибудь, что у него картина хорошо задумана или хорошо скомпонована, или хорошо нарисована, интересна по содержанию, то Петр Петрович говорил — но живопись плохая. Все кончено, все положительные стороны его уже не интересовали. Я вспомнил, как об одном очень известном художнике он сказал: «Талантлив, но живопись плохая. Вероятно, не прошел никаких «измов», когда нужно было, вот и результат».
Директор обнинского Музея Алина Кащеева уверена, что выставка вызовет интерес горожан, и каждый посетитель сделает для себя настоящее открытие, соприкоснувшись с творчеством замечательного художника, большого мастера: «Михаил Кончаловский работал в реалистической манере, однако его живопись далека в своей тематике от соцреализма — популярного направления, охотно поддерживаемого властью. Художник предпочитал писать натюрморты, пейзажи, портреты и оставил большое художественное наследие, но так сложилось, что нашим современникам творчество этого художника практически неизвестно. Последняя его персональная выставка прошла в Москве в 1961 году. Отдельные работы можно увидеть в музейных собраниях, на выставках, в частных коллекциях. Нам хотелось бы как можно полнее показать творчество художника, сделать большую ретроспективную выставку его работ. И поэтому мы решили провести не одну, а две выставки, разделив творческое наследие художника по технике исполнения. В этом году мы представим акварели Михаила Петровича, а в следующем, 2020-м — его живопись».
• Выставка акварелей Михаила Кончаловского откроется в Музее истории города Обнинска 25 апреля в 18.00. Вход свободный.