Посетители смогут с головой погрузиться в волшебный мир театра — почувствовать себя режиссером, актером — надеть парик и даже загримироваться, сфотографироваться в фотозонах с настоящими театральными декорациями.
Наследие…
А в том, что Обнинск — город театральный, большая заслуга Веры Бесковой.
Театр Веры Петровны начинался в ДК ФЭИ в 50-х. Позже он переехал в Городской дворец культуры — там он получил не только роскошную сцену, но и большой репетиционный зал, и именно тут пережил свой невероятный успех. Каждый спектакль — аншлаг! Это был лучший любительский театр страны.
Победы на конкурсах, смотрах и фестивалях идут одна за другой. Театр гастролирует по «атомным» городам СССР, от Абхазии до Урала. Успех невероятный. И на этой волне Вере Петровне предлагают создать в Обнинске профессиональный театр. Со штатом, финансированием. Но она отказывается! «На зарплате все стало бы иначе, и она это прекрасно понимала», — объясняет старейшина театра Зоя Новикова, которая служит в театре с 56-го года и по сей день.
Свой первый спектакль Вера Петровна поставила в Обнинске в 1961-м — «Иркутскую историю» Арбузова. Последний — в 2016-м — «Порог» Дударева. 65 лет она руководила театром! Поставила более сотни пьес. Но главное в том, что Бескова — символ Обнинска. Такой же, как Лейпунский, Зедгенидзе, Мальский или Лепендин. Именно благодаря таким людям наш наукоград стал городом особого назначения.
…и память
Сегодня Городской дворец культуры бережно хранит память о великом режиссере и ее наследие. Не случайно директор ГДК Ирина Пахомова выступила с инициативой установить мемориальную доску Вере Петровне на Ленина, 18, где Бескова прожила более 40 лет. Идею единогласно поддержали жильцы дома, и ее уже одобрили городские депутаты.
К юбилеям Веры Петровны и театра также выпустят памятный альбом, в котором собрали всю историю театра. На его страницах горожане найдут уникальные фотографии, рукописи сценариев Бесковой и многое другое.
Конечно, главное наследие Бесковой — ее театр. А он продолжает жить, творить и собирать полные залы. К 100-летию Веры Петровны театр порадует зрителей спектаклем «Женитьба» по пьесе Гоголя. «Это одна из последних работ легендарного режиссера, — говорит Ирина Пахомова. — Постарались полностью сохранить аутентичность — декорации и музыка останутся прежними».
И что еще очень важно, театр не замыкается в привычных рамках. Он растет и развивается. И планирует расширять репертуар классических спектаклей для школьников. «Пьесы, которые проходят в школах, зачастую трудно читать, поскольку там только прямая речь. На 5-й странице ты уже забыл, кто кому мать, сестра и т.д. А после спектакля это отложится на всю жизнь», — делится планами сегодняшний режиссер театра Елена Черпакова.
На сцене артисты Народного драматического театра. Его спектакли идут с аншлагом уже семь десятилетий |
Посмотреть, потрогать и примерить
Но вернемся к музейной выставке, которая откроется ровно через неделю, 27 сентября, и продлится до 10 ноября. Она займет целый выставочный зал. Зрители смогут увидеть работы художников, которые в разные годы сотрудничали с Верой Бесковой. Среди них декорации художника-сценографа Юрия Доломанова. За свою жизнь он работал во многих театрах Москвы. Но начинал в Обнинске — к Вере Петровне попал по распределению, проходил здесь практику.
Именно Доломанов сделал большинство декораций к спектаклям 60-70-х годов. «До сих пор живы его задники, мы в них играем по сей день, хотя прошло больше 50 лет, — рассказывает Елена Черпакова. — Мы собрали все его эскизы, среди них есть те, которые не распознали даже старожилы театра. Это значит, что спектакли, к которым они были написаны, скорее всего, так и не вышли. Их отреставрировали, облачили в красивые рамы. В таком объеме декорации будут представлены впервые».
В экспозицию вошли и работы художников Александра Колесникова и Алексея Тихонова. У последнего с Верой Петровной в 70-е годы родился совместный проект, который в виду жизненных обстоятельств так и не был закончен. Но теперь он увидит свет. Это серия эскизов, которые Тихонов сделал на репетициях спектаклей. На них запечатлены актеры того периода за работой. Сохранились и наброски самой Веры Петровны в карандаше. «Жест, взгляд — все поймано очень точно», — говорит Елена Черпакова.
Специально к юбилею Заслуженный художник России Павел Вольфсон написал парадный портрет Веры Бесковой. В музее полотно провисит до окончания выставки, после чего займет почетное место в стенах ГДК.
Также посетители смогут увидеть эскизы театральных костюмов разных лет и, конечно, сами костюмы — от ретро-экземпляров, которым 50-60 лет, до современных.
«В этой выставке мы с музеем старались объединить и личность Веры Петровны, и 70-летие театра, и показать зрителю, как спектакль проходит путь от замысла к воплощению», — рассказывает режиссер.
Организаторы постарались сделать выставку интересной не только для взрослых, но и для детей. Для ребят приготовили несколько фотозон из театральных декораций и предметов интерьеров. Еще одна интерактивная зона — подмакетник. Это маленький аналог сцены, где режиссер работает с художником над пробными декорациями, «прикидывает» расположение актеров во время спектакля и т.д. И на выставке режиссером сможет почувствовать себя каждый — потрогать, подвигать предметы на мини-сцене, открыть занавес.
А еще в музейном зале поставят настоящий гримировальный столик в ретро-стиле — здесь посетители смогут надеть парик, примерить усы и наложить грим.
«70 лет для театра — это юный возраст, — уверена Елена Черпакова. — Сегодня наш театр жив, он торжествует. И он, как никогда, сейчас нужен, потому что в сложные времена люди очень часто внутренне закрываются. А театр — это то место, куда можно прийти и поговорить с самим собой, причем очень честно. Мы и зритель нужны друг другу. Мы всегда его ждем».