Ираида Рачковская 16 октября отмечает свой 65-й день рождения. А Театром танца «Антре» руководит 40 лет. Большую часть своей жизни…

Автор: 10 октября 2023 1296
Ираида Рачковская Ираида Рачковская

Старожилы вспоминают шестидесятые годы прошлого века как самое золотое время Обнинска. В городе Первой в мире атомной электростанции была особая атмосфера. На улицах распускались розы, в Протве с удовольствием купались, в Доме культуры ФЭИ процветали все виды искусств. Тогда было принято, что каждая девочка обязательно должна либо учиться в музыкальной школе, либо заниматься хореографией.

Школа

Вот и Ираиду, как только ей исполнилось шесть лет, мама отвела на занятия балетом к Александре Глазковой. «Александра Гавриловна воспитала плеяду будущих театральных деятелей — и Елену Дерябину (театр «Подснежник»), и Надежду Казанскую (Молодежный театр), и много других талантливых людей», — рассказывает Ираида Рачковская.

Александра Глазкова была профессионалом высокого класса, она окончила курсы Большого театра, работала в театре у самого Касьяна Голейзовского, балетного реформатора, самого одаренного хореографа России и СССР. Многие балетные критики ставят его выше Дягилева

Неудивительно, что девочки из обнинской балетной студии легко поступали в лучшие хореографические училища и работали по всему Советскому Союзу — от Москвы до Новосибирска.

Но Ираида Рачковская с выбором профессии определилась не сразу: выбирала между балетом и биологией… В выпускном классе списалась с администрацией Баргузинского заповедника и попросилась на практику на лето. Посмотреть, каково это — работать с природой.

«Эй, баргузин, пошевеливай вал!»

Вообще она с самого детства была девочкой довольно самостоятельной и умела добиваться поставленной цели. Например, не захотела учиться в школе, где мама преподавала. И не стала. Это в первом-то классе!

После окончания школы, когда нужно было в институт поступать, Ираиде пришло приглашение на работу на Байкале. Мама сопротивляться не стала. Хотя отпускать ребенка за тысячи километров было страшновато.

«Я до сих пор благодарна маме, что она тогда меня не удерживала, — вспоминает Ираида Викторовна. — Никогда я не жалела о своем поступке, и до сих пор помню это время, как самое счастливое. В тайге совсем другие люди живут. Потрясающие люди… А Байкал такая силища! Такая необъятность! Кто это видел, понимает — никому нашу Россию не осилить!»

В заповеднике Ираида работала… пожарным. Надо было с вышки наблюдать, не загорелся ли где сухостой. И сообщить, если начинался пожар. Так прошло лето. Нужно было возвращаться домой. Между балетом и биологией Ираида выбрала все же балет.
И снова пришла в родную студию к Александре Гавриловне. Готовилась к поступлению в хореографический, помогала вести занятия, «поднимала» небольшие номера.

«Ну-ка, детки, встаньте в круг»

Студенческие годы пролетели стрелой. На работу вышла в 6-ю школу, к Раисе Маслевской. Как раз тогда Маслевская запустила экспериментальную педагогическую программу. «Наша школа гремела на всю область, — вспоминает Ираида Викторовна. — И вот потребовалось поставить показательный спектакль. Я сделала сюиту «Пятнадцать республик». И вся школа танцевала!»

Между тем назревало судьбоносное событие. В ГДК остался без руководителя Народный театр балета и хореографических миниатюр Константина Губина. Зоя Сунцова, посмотрев на 25-летнюю кандидатку на должность главного балетмейстера, усомнилась: справится ли? Не слишком ли молода для руководства Народным коллективом? «Бери, не пожалеешь!», — посоветовала Роза Андреева, руководитель Театра словесности. И правда, жалеть о таком выборе не пришлось.

«Только про балет, про балет…»

Сорок лет Ираида Викторовна руководит Театром танца «Антре». Она держала планку Народного коллектива и в период его расцвета в 80-х, сохранила его в 90-е, и сейчас театр остается популярным и многими любимым. Причем, помимо сильной классической составляющей — куда же без школы? — в нем присутствуют и народные танцы, и современная хореография, и эстрада… Ираида Рачковская считает, что именно такое наполнение дает синергетический театральный эффект.

Когда она ставит свои зрелищные грандиозные спектакли, то приглашает участвовать в постановке и другие коллективы города, и считает, что от этого зритель только выигрывает.

В этом театральном сезоне она хочет «поднять» пушкинскую тему. Когда-то Ираида Викторовна ставила спектакль «Дорога к Пушкину», и сейчас эта тема, как говорится, на слуху — в будущем году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта. Ожидаются большие фестивали и конкурсы в Москве и Санкт-Петербурге. Почему бы и Обнинску в нем не поучаствовать?

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены