Корр. Владимир, контр-тенор — редкий голос. Для него композиторы пишут специальные партии, или же вы вольны выбирать себе репертуар?
Магомадов. Для контр-тенора специально писали в эпоху барокко, например, Гендель, Гайдн, а позднее это делали Моцарт, Россини, а еще позднее Бенджамен Бриттен специально вводил в свои оперы партии для контр-тенора. Между тем, я исполняю не только именно такие партии, но и арии-травести, написанные для женских голосов, контральто, меццо-сопрано. Например, партия Леля в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, партия Ратмира в «Руслане и Людмиле» и партия Вани с «Иване Сусанине» Глинки.
Корр. А как же мутация голоса, которая у мужчин происходит в известном возрасте? Она вас не коснулась, как это, например, произошло с итальянцем Робертино Лоретти?
Магомадов. Мутация голоса случилась, разумеется, но затем, со временем высокий голос у меня восстановился.
Корр. Вы петь мечтали с детства?
Магомадов. В детстве я мечтал стать врачом, хотя и пел с трехлетнего возраста. А с девяти лет уже пел в хоре, через два года выступал сольно, участвовал в детских конкурсах. А потом, когда услышал оперных исполнителей, решил, что без этого я жить не смогу.
Корр. Родители поддерживали ваше увлечение музыкой?
Магомадов. Поначалу они прочили меня в нефтяники — ведь мы жили в Грозном. У меня бабушка — донская казачка, она пела в хоре старинные казачьи песни. И когда бабушка поняла, что я хочу стать певцом, то посоветовала мне все хорошо обдумать.
Корр. Почему вас не отдали в музыкальную школу?
Магомадов. Я пришел в музыкальную школу в 12 лет. Сказали, что я слишком взрослый, и не взяли. Поэтому мне пришлось поучиться на подготовительном отделении в Краснодарском институте искусств.
Корр. А как вы оказались в ГИТИСе?
Магомадов. На втором курсе я попал на конкурс вокалистов, и меня услышала знаменитый педагог Елена Станиславовна Рязанцева, которая посоветовала мне поступать в ГИТИС. Куда я впоследствии и поступил — к педагогу Розетте Яковлевне Немчиновой.
Корр. Есть ли у вас вокальные кумиры?
Магомадов. Я боготворю Тамару Ильиничну Синявскую, которая работала со мной в качестве педагога и научила меня петь русскую музыку. Не каждый контр-тенор может петь русскую музыку. А я могу в одном концерте петь и барочную музыку, и русскую. Это разная подача звука, поэтому переключаться нелегко, нужно ювелирно оттачивать мастерство. Другой мой кумир Муслим Магомедович Магомаев открыл для меня мир неаполитанских песен. К слову сказать, в Обнинске я буду исполнять помимо оперных арий также русские романсы и неаполитанские песни.
Корр. Вы приглашенный солист Большого театра и Московского театра «Новая опера» имени Е. Колобова. Не было желания штатно работать в одной труппе?
Магомадов. Меня это устраивает. Видимо, такую свободу мне привил Муслим Магомаев, полагавший, что оперная труппа — это муштра, она сковывает артиста.
Корр. Когда в 2013 году вы победили в телеконкурсе «Большая опера» на канале «Культура», у Тамары Синявской во время ваших выступлений были слезы на глазах. Вы участвовали в конкурсе ради победы?
Магомадов. Нет, ради эксперимента. Но после конкурса меня стали узнавать и приглашать выступать в разные города. Теперь я выступлю и в Обнинске. Это будет тем более легко и приятно, что прописан я теперь неподалеку от вашего города — у меня квартира в Боровске.
Корр. Какую музыку вы слушаете на досуге?
Магомадов. Мне хватает музыки в моей профессии, поэтому для другой музыки просто нет времени. Из оперных певцов, что меня вдохновляют, могу назвать Анну Нетребко, Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева, Тамару Синявскую, Веронику Джиоеву — их и их записи я слушаю постоянно. Есть еще потрясающе техничный контр-тенор из Аргентины Франко Фаджоли, с невероятной легкостью берущий верхние ноты. Однако русская музыка даже таким мастерам не по зубам. В Большом театре на партию Ратмира претендовали контр-теноры со всего мира, однако партию отдали мне.
Корр. Кстати, а мороженое вам можно? Ведь такой голос надо беречь.
Магомадов. Мне, как и любому человеку, можно все, но нужно знать свою меру. Нельзя перенапрягаться, петь, когда простужен. Мороженое я просто не люблю, хотя обожаемый мною Муслим Магомаев всегда ел мороженое и ничего не боялся.
• Концерт приглашенного солиста Большого театра и театра «Новая опера» Владимира Магомадова (контр-тенор) состоится 14 апреля в 19.00 в «белом флигеле» усадьбы Белкино (ул. Борисоглебская, 86В).
В программе арии из опер, неаполитанские песни и русские романсы. Концертмейстер Елена Лаврова.