Новая среда. В каких странах группа «Лойко» побывала с гастролями?
Эрденко. То, что касается Европы, то практически везде. Ведь мы жили там с 1990 по 2000 год. Вначале это был Лондон. Мы прожили в нём около года, периодически выезжая с концертами в пригороды. У английских аристократов — это фишка, устраивать концерты у себя в замках и приглашать своих друзей, и устраивать Фестивали. Затем мы переехали в Ирландию. Первый наш город был — Килкени. Затем, мы перебрались в Дублин. После Лондона, мы более года прожили в Ирландии, не выезжая за её пределы никуда. Мы исколесили всю Ирландию вдоль и поперёк. Концерты были самые невероятные, от ирландского паба — до Национального концертного Холла, от выступления на стадионе — до концерта на арестованном рыбацком судне «Одесса», для наших соотечественников.
Новая среда. Вы выступали с кемнибудь из тамошних носителей килтов?
Эрденко. Да, были совместные выступления с ирландскими музыкантами. Это Люк Блюм, Мойра Бриннах, Стив Куни, группы «Алтан» и «Четыре мужика и собака», Шеран Шенон, Томом Муром и другие — всех не перечесть.
Новая среда. Но всетаки в Ирландии вы жить не остались?
Эрденко. В 1992 году мы впервые выехали в Европу, где приняли участие в двух фестивалях: в Белефильде и в Берлине, и в Первом Международном Цыганском Фестивале «Синти и Рома».
Новая среда. Европейцам понравилась та музыка, которую «Лойко» исполняет?
Эрденко. Не то слово! Скажу без ложной скромности, что мы произвели сенсационное впечатление и на публику, и на организаторов, и вместо двух намеченных выступлений, мы сыграли восемь! Но самое примечательное, что после этого Фестиваля, нас заметил и пригласил в своё шоу «Магнетен» австрийский шоумен и режиссёр Андре Хеллер. Буквально через полгода он вызвал нас на репетиции в Германию, а уже через месяц вся Германия, Австрия и Швейцария содрогнулись на восемь месяцев от цыганского Шоу Мирового уровня. Дело в том, что Андре Хеллер отобрал восемь цыганских групп со всего мира, воссоздав практически всю палитру мировой цыганской музыки. В шоу были представлены: Индия, Египет, Албания, Испания, Македония, Венгрия, Болгария.
От России выступало наше трио «Лойко». Мы открывали и закрывали шоу и, по мнению публики и журналистов, нас признали группой №1. У нас равноценно чередовалось пение и игра на скрипках и гитаре. Безусловно, нашей базовой была цыганская музыка из России, но мы её обогатили европейской и кельтской музыкой. Шоу «Магнетен» просуществовало два сезона, исколесив немецкоговорящую Европу, выступая на самых престижных сценах. Именно Андре Хеллер, ещё задолго до Эмира Куступицы и Горана Бреговича вывел цыганскую музыку на классический уровень. Для нас это был незабываемый период жизни. 300 концертов и ежедневное общение дало нам новое понимание и в оценке свой музыки, и цыганской музыки в целом. С этого момента, мы стали постоянными участниками музыкальных Фестивалях по всей Европе, Америке и Канаде.
Новая среда. С кем из знаменитых и великих джазовых и не джазовых скрипачей вам довелось совместно выступать?
Эрденко. Иегуди Менухин — лучший музыкант 20-го столетия — приглашал нас в свои концерты в Париж, Брюссель, Барселону. Причём, Менухин устраивал феноменальные концерты. В Париже, например, это был концерт «Все скрипки Мира», на котором были представлены практически все направления, существующие сегодня в скрипичной школе: и джаз — представлял Стефан Грапелли и квинтет Тити Филькинштейна, кельтское направление — Ажиль Апап, индийская классика — Сумбраманиан, цыганская музыка — «Лойко». Другой его концерт был в Брюсселе — «От ситара до гитары» — это связь индийской музыки с фламенко и цыганской музыкой Европы. Там, в одном концерте с нами выступали люди, уровня Рави Шанкара. А вот с академическим скрипачом Гидоном Кремером была другая история. Он впервые нас услышал в Швейцарии, в Цюрихе и пригласил на своё пятидесятилетие в Париж. Там был абсолютно приватный концерт, для друзей Маэстро, там же, кстати, был и небезызвестный альтист Юрий Башмет. Кремер был в прекрасном настроении и играл танго Пьяццоллы, а мы играли свою музыку. Впоследствии Кремер неоднократно приглашал нас на свой фестиваль современной музыки в Австрию, и там наша музыка звучала рядом с Бахом, Вивальди, Шнитке, Брамсом и Мендельсоном.
Новая среда. Джаз — это скучно?
Эрденко. Джаз — это целый мир, и недостаточно одной жизни, чтобы охватить его.
Новая среда. Можно ли считать Пако де Люсия фламенкогитаристом? Ведь фламенко — это музыка испанских цыган, а он играет нечто свое.
Эрденко. Гитарная импровизация возможна в любом стиле и это было феноменально доказано Джоном Маклафлином, Элом Ди Меолой и Пако де Люсия. Три лучших гитариста современности. Пако де Люсия, до встречи с Ди Меолой и Маклафлином, был музыкантом только фламенко. И Пако доказал, что, владея гениально одним стилем, истинный музыкант способен существовать в мире импровизаций, как рыбы в воде. В совместных концертах этой троицы Пако не выпадал, а, наоборот, с каждым концертом набирал и не уступал ни в одной компоненте.
Новая среда. Можно ли сравнивать, к примеру, Пако де Люсия и цыганский ансамбль «Джипси Кингз»?
Эрденко. Можно, но лишь в том аспекте, что они выросли на фламенко. Но всё равно, это как сравнить Баскова и Поваротти. Оба учились классике, но, всётаки, какая между ними разница. Скрипичная школа тоже не имеет своих рамок. Все стили ей подвластны. Цыганский джаз или как его ещё называют «Джипси Свинг». Родоначальники — Джанго Рейнхард и Стефан Грапелли. Это искромётное, виртуозное направление джаза. Сегодня, практически все цыгане в Европе играют свинг, это стало составляющей частью цыганской музыки. Фестивали цыганского свинга проходят по всей Европе, и основа его — импровизация. Грапелли — мой самый любимый джазовый скрипач.
Новая среда. А что вы скажете о Паганини?
Эрденко. Это одна из самых величайших легенд. Сам его облик, его произведения, вся история его жизни, с взлётами и падениями, с ореолом гениальности, с верой и безверием — все говорит о том, что это был музыкант всех времён и народов. Никто, ни до него, ни после него, не приблизился к нему ни на шаг. Он опередил своё время. Через свою музыку противопоставил себя всему человечеству. Именно с него началась новое поколение музыкантов — виртуозов. Но Никколо Паганини был первый.
Новая среда. Николай Сличенко — это круто?
Эрденко. Николай Сличенко — это человек-история. Необычайно яркая и одарённая личность, но, как и всякий человек, имеет свои периоды рассвета и затухания. В Брежневский период — это был пик театра «Ромэн». Сейчас другая история, другой голос и другая профессия. Для меня, на сегодняшний день, гений — это Эмир Кустурица. В его «АртХаусе» есть самое главное — правда. Цыгане такие, какие они есть, вроде ты их подсматриваешь с чёрного хода. Нет пафоса, политики, конъюнктуры, а есть искусство в чистом виде. Я никогда не задумывался, на кого мы по стилю похожи. Мы просто цыгане. Для меня цыгане, это не только группа крови или гены, а прежде всего — образ жизни, состояние души. Конечно, чтобы понять цыган изнутри, надо с ними пожить и, конечно же, поиграть. Для меня жизнь — это музыка. Для моих друзей тоже. Трудно усидеть на одном месте долго, видимо, кочевье в крови. Мы живём, чтобы играть, и играем, чтобы жить.
• Концерт группы «Лойко» состоится 2 МАРТА, в субботу, в 19:00 в «Музыкальной гостиной» усадьбы Белкино.