Букет наград
Итак, считаем: только за прошлый год 16 дипломов Лауреата I степени, 5 дипломов Лауреата II степени и 2 диплома Лауреата III степени, полученные на хореографических конкурсах от областного до международного уровней. Поистине рекордным стал 2022 год и на количество полученных в конкурсах Гран-при — их целых три! За эти невероятные достижения Городской дворец культуры выдвинул Аллу Чистякову на конкурс «Человек года».
Хотя, по большому счету, число дипломов — совсем не главное. 30 лет назад Чистякова создала «Купаву», и с тех пор ансамбль является настоящей жемчужиной народного танца. И даже не это главное. А что? Алла Чистякова сформировала целую культуру, особое отношение людей к искусству народного танца, традициям и особенностям русского фольклора.
…Доброжелательно поздоровавшись, Алла Васильевна просит дать ей пять минут перед интервью, чтобы успеть подготовиться. Заходит в кабинет, на стенах которого сплошь и рядом висят дипломы — «лауреат», «призер», «первое место», переодевается после очередного хореографического класса. Статная, легкая, плавная и очень интеллигентная. Каждое ее движение — танец. Но даже невооруженным глазом видно — это человек со стальным стержнем. Глядя на нее, понимаешь: вот оно, сердце «Купаvы».
Дорожка шагов
— Алла Васильевна, почему вы решили связать свою судьбу именно с народным танцем?
— Это сложная дорога, — задумывается она. — Я бы сказала, многоступенчатая. Когда я училась в Орловском институте культуры, конечно, пробовала все виды танцевального искусства — от балетной классики до бальных танцев. После возвращения в Обнинск хотела преподавать современную хореографию, ведь была совсем молодой. Но судьба распорядилась иначе — Дворец культуры «Строитель», которым руководил Виталий Сергеевич Пикалов, на тот момент остался без хореографа-народника. Я бросила вызов самой себе и, как оказалось, справилась с этим. Мне пригодилось все, чему я училась в институте. Полюбила народный танец всей душой. Хотя он достаточно строг в своих проявлениях.
Секрет танца
К тому моменту, как Чистякова вернулась по распределению в Обнинск, у нее уже были муж и маленький сын, а потом появилась и дочь. Но в семью с головой не ушла, поставила себе цель: «Творить, творить и еще раз творить!» Удивительно, что несмотря на плотный график работы балетмейстера, ей удалось найти баланс. Вместо семейных ужинов в их доме появились семейные обеды, когда дети приходили со школы, а супруг возвращался с работы. А после — снова танцы. Она успевала все. И успевает до сих пор.
«Я думаю о танце постоянно. Лежа в постели вечерами, в отпуске, ведя машину. И должна сказать, что порой в голову приходят такие сумасбродные идеи, которые в последствии мы вместе с хореографами «Купаvы» воплощаем с жизнь. Случалось, что эти воплощения становились «коронкой» ансамбля. Вдохновение — оно повсюду, — улыбается Чистякова, — и в этом творческом потоке гармонично существуют все участники ансамбля. Народный танец — это искусство быть «вместе хором». И, к большой радости, нам удается создать эту синергию. Секрет, наверное, в любви к танцу, прежде всего».
«Всегда от сердца»
Сегодня Купаva — это семья. Начиная от детской группы, которую, как говорит балетмейстер, она создавала для своей младшей дочери в 1997 году, заканчивая старшими (некоторым танцорам более 25 лет). Об амбициозных намерениях говорит скромно — их не было никогда. Все, чего она хотела — заниматься тем, к чему лежит душа. И все сложилось так, как должно было.
«Я никогда не думала, что ансамбль, и в частности, я, получим такое признание людей. Мы задали планку и стараемся каждый раз ее повышать. Всегда смотрим на других, стараемся быть лучше, техничнее, оригинальнее, сохраняя особый почерк ансамбля», — рассуждает хореограф.
Тремя китами, на которых зиждется успех ансамбля,Чистякова считает сильный состав, профессионализм педагогов-хореографов. И, конечно, невероятной красоты сценические костюмы, которые много лет для ансамбля создает Наталья Николаевна Зозуля.
«Я понимаю, что мы «заражаем» этим детей. Они видят, как мы относимся к своей профессии, что это глубоко и серьезно. В этом есть душа. А без души невозможно. Отдача будет только тогда, когда ты действуешь по азимуту сердца, идешь по своему собственному пути. Если бы была возможность выбирать свою жизнь заново — я бы снова отдалась танцу», — подытожила Чистякова.