В несколько попыток
Еще в начале года стало известно, что в здание бывшей типографии вскоре вдохнут вторую жизнь — здесь разместится Школа креативных индустрий и Информационный центр Росатома. Начались ремонтные работы внутри помещений. Однако в городской администрации подумали о том, что и внешний вид типографии надо изменить — сделать заметным. Тем более, что пространства для творчества на здании 1977 года постройки хоть отбавляй. Обратились к Заслуженному художнику РФ обнинцу Александру Шубину с просьбой о создании эскиза: «Летом этого года мне предложили поработать над проектом мурала. Я, конечно, согласился. Хотелось сохранить аутентичность постройки, передать дух времени. Тем более, что подобных сооружений в городе нет — типография одна в своем роде», — говорит Александр Павлович. Шубин сделал не один, а целых три эскиза. И каждый следующий отличался от предыдущего. Первый, кстати, был цветным.
Меньше — лучше
«Я решил, что необходимо работать в технике сграффито. В советское время она была очень популярна. Вместе с работниками городской администрации решили, что нужно уменьшить количество цветов в палитре для простоты и изысканности работы», — говорит Александр Павлович. В мурале на здании основными оттенками стали охра и серый. Кстати, неспроста: «Вскоре вход в бывшую типографию будет обрамлять большое серое стекло. Для сочетания — серый и в изображениях», — говорит Шубин.
Эскиз дорабатывался, оттачивался, вносились последние штрихи: «На финальном этапе лепту внесли и члены совета молодых ученых и специалистов Анна Герасимова и Михаил Федоров. Они предложили пустить двоичный код названия города по кромке мурала».
О вкусах не спорят
Фотография финального эскиза была опубликована в социальных сетях и вызвала острую дискуссию. Тогда Шубин предложил работникам администрации провести конкурс на лучший эскиз, как это было, например, с ученым котом. Чтобы выбрали люди. Однако его уговорили не бросать начатое. Ведь обидеть художника может каждый, но как иначе создавать искусство?
Без конфликта
Когда финальный эскиз мурала был утвержден, встал вопрос о воплощении. Тогда в администрации выбрали Сергея Гребенкина. В городе он известен многим — его граффити стали украшением нескольких зданий: «Я художник с большим опытом, поэтому знаю наверняка — не каждый согласится воплощать чужой проект — говорит Шубин. — Гребенкин этой идеей был воодушевлен».
Искусство сквозь ветер
Граффитчик вместе со своей командой приступил к работам. Дождь ли, снег или сильный ветер — работы по созданию мурала не прекращались ни на день. Слой за слоем, штрих за штрихом на стене вырисовывалась большая картина. На это ушло две недели.
Тысяча символов
Роспись готова. В рисунке читаются плакатные советские рифмы — в духе времени. В центре мурала — два юных лица над земным шаром. Им принадлежит мир. Вокруг них — множество символов Города Первых. Его культурный код: метеомачта, Первая атомная АЭС, отсылки к ядерной энергетике, медицине, авиастроению. Это настенная летопись города, познакомившись с которой, никто не останется равнодушным. А кроме того, это пример преемственности поколений, где Заслуженный художник Александр Шубин, который сам по себе является частью культурного кода наукограда, в симбиозе с молодым взглядом Сергея Гребенкина создали настоящее искусство.