«Моя попытка номер пять»
Наверное, невозможно назвать мэра Обнинска, который бы не брался за Южный въезд. Какие только решения не предлагали. Пожалуй, самое амбициозное — возведение эстакады от здания администрации города до Киевского шоссе. «Всего бюджета города не хватило бы для такого строительства, — вспоминает о временах своей работы мэром Игорь Миронов. — Разработка шла на областном и федеральном уровнях, нас разве что на технические совещания вызывали, а эскизный проект я ни разу в руках не держал». Держал или нет, а обсуждали планы широко, городские власти уверяли жителей: вот-вот, и проблема пробок решится. Потерпите еще немного.
Владислав Шапша — еще не губернатор, а мэр — рассказывал ровно о том же: работы ведутся, есть надежда на федеральное финансирование. «Нужен однозначно бессветофорный проект, который позволит водителям выезжать сразу на Киевскую трассу, минуя поселок Обнинское», — так описывал оптимальный, на его взгляд, вариант Владислав Валерьевич. Увы, не случилось…
На прямой вопрос «Сколько же всего было проектов реконструкции Южного въезда?» ответа представители властей разных уровней дают такой: готовых, доведенных до финальной стадии — ни одного.
Философия и практика
Проблема Южного въезда за двадцать лет расцвела пышным цветом и обостряется с каждым годом. Вечером и утром у тоннеля выстраиваются огромные пробки, которые растягиваются от прокола до выезда на Киевку, а жители многострадальной улицы Железнодорожной жалуются: их дворы пытаются превратить в проезжую часть.
Есть и потребность, и политическая воля, но «воз и ныне там». Что за черная магия, почему ничего не получается?
«Не удается совместить интересы города, РЖД и Газпрома (в непосредственной близости от тоннеля — газопровод высокого давления). Станция Обнинское — не просто платформа, именно у Южного въезда расположены железнодорожные стрелки, то есть это объективно крайне сложный участок», — объясняет Андрей Козлов.
А главный архитектор Обнинска Ольга Лапина развивает эту мысль: «Южный въезд, хотя и вписан в Генплан города, изначально был источником проблем. Само расположение улиц создает сложности для транспортного потока. Проезд вдоль Комсомольской, спуск к тоннелю, подъем на Железнодорожную и дальше через весь поселок. Если сделаем еще один прокол — исправит ли он положение? Проектировщикам предстоит разработать сразу несколько вариантов и смоделировать их при помощи современных технологий в 3D формате».
Если Южный въезд объективно сложный, может быть, сделать «ход конем» и в принципе перенести въезд в город? Генплан можно и изменить, это не догма. Именно такой вопрос задают архитекторам жители.
«В качестве запасного варианта возможно рассмотреть продолжение улицы Мира, — говорит Ольга Лапина. — Переезд в районе пешеходного моста через железную дорогу и выезд на Киевскую трассу неподалеку от «Технологии». Мы от этой идеи не отказываемся, но давать ей оценку пока рано».
На высшем уровне
Тем временем на реконструкцию Киевской трассы с 65 по 124 км — в этот участок попадает и отрезок вдоль Обнинска — необходимо 72 миллиарда рублей. Уже есть проектно-сметная документация, прошедшая проверку в Главгосэкспертиза. Работы по реконструкции планируется начать в следующем году.
Будет реконструировано (по существу построен заново) и Северный въезд в Обнинск. А по Южному въезду с Росавтодором согласована точка примыкания дороги-дублера к Киевскому шоссе — это примерно середина пути между выездом с ул. Московской и Добринским постом.
Все упирается в проект… Удастся ли наконец-то выработать решение, которое «помирит» интересы горожан, РЖД и Газпрома?
«Сейчас мяч на стороне городских властей, — говорит экс-губернатор Калужской области, председатель бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов. — Если проект пройдет все государственные согласования, я, в свою очередь, буду оказывать поддержку по решению вопроса его софинансирования за счет средств федерального бюджета».