Конечно, все идеи были прекрасны — вперед была выдвинута концепция общения, фестиваль назывался «Мы». И все этому отвечало: и круглая башня, куда «войти не в ту дверь» нельзя — все они ведут в одно общее пространство; и прозрачная баня; и возможность каждому запустить свой флешмоб. Даже то, что над фестивалем разверзлись небесные хляби и собравшиеся буквально утонули в грязи, мало кому испортил настроение. Дождевики из полиэстера по 2 200 рублей за штуку разлетались влет.
Все эти подробности складываются в серьезный индикатор. Люди отчаянно ищут место для досуга, хотят набраться впечатлений. Как удовлетворяют этот спрос?
Берег турецкий и анапский
Отпускной сезон в разгаре. Прежний советский формат «лета на даче» молодежь не устраивает. Сидеть дома тоже не вариант. Люди хотят отдохнуть по полной, чтобы войти в осень и зиму с новыми силами для работы и учебы.
«У меня очень напряженный рабочий график, — рассказывает жительница Обнинска Ирина, которая руководит небольшой консалтинговой фирмой. — И в прежние годы мы всегда с мужем и двумя детьми ездили в Анталью на две недели. Этого вполне достаточно для восстановления. Нынешним летом нам такой длительный отдых оказался не по карману. Выбрали отель Limak Arcadia в Белеке на неделю. Это ни разу не люксовое место, но нам важно было жить на первой линии и не бояться ротавируса, которым можно заразиться во многих турецких отелях. Путевки обошлись — страшно сказать! — в 550 тысяч. За эти деньги мы вчетвером жили в небольшом номере буквально друг у друга на головах. Конечно, ожидания были выше».
Есть претензии от отдыхающих и к русскому морю. Например, в этом году в районе Анапы очень рано зацвела вода. Морскую траву, ее еще называют камкой, во многих местах не убирают, она гниет, неприятно пахнет, привлекает насекомых. Да и брести по отмели, путаясь в водорослях, так себе удовольствие. «Но больше всего напрягало несметное количество отдыхающих, — делится многодетная мама Ольга Камкова. — Порой я себя ощущала так, будто нахожусь на станции метро, — столько вокруг на пляже было народу. Даже присесть иногда было негде». Ольга рассказывает, что спланировать путешествие было непросто. Пришлось, к примеру, добираться кружным путем — ехать до Новороссийска, а уже оттуда до Анапы. Нужные билеты, по ее словам, в продаже так и не появились. Да, на прошлой неделе РЖД ввел стыковочные билеты – это когда можно пересаживаться из вагона в вагон, если там освобождается место. Но это, скорей, для «одиноких волков», а не для многодетных семей.
На отель Ольга с семьей даже не замахивалась – две недели выходили под 300 тысяч. Сняли апартаменты за 5,5 тысяч в сутки. В сезон это недорого. Питались и дома —готовили сами, и в столовых. Цены приемлемые. А еще в Анапе много развлечений для детей – всевозможные увеселительные парки, аттракционы и т.п. Детям не откажешь — и это проделало серьезную брешь в бюджете. «Поеду ли я в Анапу еще раз? — задает сама себе вопрос Ольга и тут же отвечает на него: — В эту толкучку — ни за что! Хотя, может, к следующему году в памяти останется только хорошее, и мы вновь двинемся на юг».
Конечно, несколько слов надо сказать и о Крыме. Там комфорт отдыха не в пример выше, а цены — ниже. Но трудно не брать в расчет угрозы со стороны ВСУ. Сами крымчане говорят так: «Тем, кто боится, ехать не стоит, вы не отдохнете, будете думать только об одном даже при полном отсутствии опасности. Всех остальных ждем в гости».
Широка страна моя родная
Как бы там ни было, морской отдых для многих россиян нынче под очень большим вопросом. Ну и что? Страна у нас большая, есть на что посмотреть. Как здорово, к примеру, взять теплоходную экскурсию по Волге — русской красавице! Скажем, проплыть от Москвы до Казани, познакомиться с достопримечательностями. Но… Цена на недельный тур на семью из трех человек — 400 тысяч. Не считая обратных билетов.
Конечно, можно полететь в ту же Казань на самолете или поехать на поезде, будет дешевле. Тур выходного дня (2 ночи) без учета билетов и питания потянет на 80 тысяч на семью.
Но самое главное — даже при таких конских ценах найти подходящий тур очень сложно. К примеру, РЖД громко заявило о своих экскурсионных поездах. Но на сайте главной железнодорожной компании отыскать на этот сезон тур практически невозможно. Там вовсю думают уже о 2025 годе. Но не все имеют возможность планировать так далеко вперед.
Примеры подобного толка можно множить еще долго. К чему же мы все это пишем? А к тому, что все громогласные обещания о взрывном росте внутреннего туризма мало подкреплены делами. О приемлемой инфраструктуре приходится только мечтать. Не хватает ни поездов, ни самолетов, ни комфортных гостиниц, ни пляжной или развлекательной базы.
Скукоженное предложение при запредельном спросе выливается в неприемлемые цены. Но народ все равно готов ехать. Хлеба ему мало. Нужны зрелища. И впечатления. Они жизненно необходимы, чтобы выстоять в сегодняшних непростых условиях. Это не каприз.