Интеллект: детский и искусственный

Автор: 09 октября 2025 449
Учителя: «Для многих детей наличие визуальности на  уроке едва ли не определяющее» Учителя: «Для многих детей наличие визуальности на  уроке едва ли не определяющее»

Сегодня цифровые помощники – всевозможные нейросети и другие атрибуты ИИ – активно проникают не только в нашу бытовую жизнь и работу, но и в систему образования. Старшие школьники вовсю пользуются ими, выполняя домашку. А учителя – при подготовке к урокам. Как это сказывается на качестве образования? Искусственный интеллект – зло или все же благо? Вот что думают об этом обнинские учителя.

 

Пошелестеть страницами

Учитель русского языка и литературы лицея «Держава» с 45-летним стажем Алла Рунова на своих уроках старается сохранять баланс между современными технологиями и принципами «старой школы».

«Конечно, ребята используют ИИ, когда делают доклады, презентации, проекты. Я не против, ведь их работы от этого становятся только содержательнее и краше. Теперь в презентациях можно увидеть не просто скачанное с интернета фото. Ученики их одушевляют, персонажи с картинки — разговаривают. Также ребята вставляют в презентации отрывки из кинофильмов, спектаклей — за этим стоит большая творческая работа, ведь какой-то материал нужно отмести, другой — оставить, проанализировать, переделать под себя. Работы стали действительно интересными и презентабельными», — говорит педагог.

При этом Алла Михайловна признается, что сама не очень продвинута в плане информационных технологий и ИИ: «Я учитель советской школы. Стараюсь обходиться учебниками и пособиями. На уроках литературы отдаю предпочтение исключительно оригиналам произведений (никакого краткого содержания!) и к этому приучаю своих учеников. Более того, я немножко вредничаю и всегда настаиваю на том, чтобы ученики читали именно бумажную книгу — не электронную и не аудио. Хочу, чтобы дети соприкоснулись с шелестящими страницами, живым текстом, подержали в руках «Войну и мир» на 800 страниц. Порой слышу в ответ ворчание. Но к 11-му классу ребята привыкают и даже благодарят за наши уроки».

По словам педагога, сказать, что что-то сильно изменилось с появлением ИИ, нельзя: дети не стали учиться хуже, как и троечники не стали отличниками. «Дети по-прежнему пишут прекрасные сочинения, каждый по-разному отвечает на поставленные вопросы. Я очень ценю их взгляды, — признается Алла Рунова. — Бывает, читаешь изложенные мысли и понимаешь: «А ведь ты об этом и не задумывался». Тот случай, когда в своем творчестве ученики превосходят учителя. А секрет успеха, как водится, где-то посередине — направлять детей, гармонично сочетая в обучении «новое» и «старое»».

Какое ТЗ — такое ДЗ

Учитель информатики Техлицея Людмила Шевченко считает нейросети благом — не только учит ребят работать с ИИ, но и сама активно им пользуется в преподавании.

«Современная образовательная среда уже не может обойтись без информационных технологий. Сегодняшние ученики не пойдут за текстом для доклада в библиотеку, не станут переписывать вручную огромное количество текста. А надо ли требовать именно этого? Дети сейчас с гаджетами знакомятся раньше, чем с азбукой, а огромное количество зрительного контента высочайшего качества насыщает их мозг еще до прихода в школу. Большую часть информации ученики сейчас получают визуально. Представим, что мы убрали современные цифровые технологии из работы учителя. Никаких презентаций, рисунок мелом на доске и безграничное красноречие. Сложно? Очень! Эффективно? Нет. Для многих детей наличие визуальности на уроке едва ли не определяющее. Нет презентации — нет урока», — говорит Людмила Евгеньева.

«Технологии — это мощный инструмент, который дали детям. И задача учителя — научить их его использовать. Качество проделанной учеником работы зависит от постановки задачи педагогом. Я часто говорю ребятам: какое ТЗ — такое ДЗ. Мы понимаем, что дети могут воспользоваться нейросетями. Значит, должны дать задание таким образом, чтобы искусственный интеллект не отодвинул ребенка от работы. Я за две минуты могу создать задание для детей при помощи нейросетей, на которое они не смогут найти ответы в интернете. Чего не скажешь о стандартном учебнике, задания из которого прямиком ведут на сайты ГДЗ».

Существует стереотип, что из-за нейросетей и ИИ современные дети хуже говорят, пишут, читают, рассуждают, да и в целом становятся менее начитанными и сообразительными. Но, по словам Людмилы Шевченко, все с точностью наоборот: «Для создания поистине серьезного продукта нужен качественный промпт — детальное и очень подробное описание того, что необходимо создать. Нельзя просто взять и написать нейросети: «Сделай презентацию о вреде курения». Надо подробно описать каждый слайд, его наполнение и расположение. На самом деле это очень сложная задача. Я разрешаю детям генерировать презентации в ИИ, но большая часть отказываются от такой возможности, потому что собрать стандартную презентацию им легче, чем создать рабочий промпт.

Помимо прочего, создание промпта требует большого словарного запаса. Например, мой класс в этом году поздравил учителей персональными открытками, сделанными при помощи нейросетей. Промпт на каждую из них состоял из более чем 1 000 знаков, с обилием эпитетов и без включения слов, которые могут быть восприняты двояко».

ииУчителя разрешают школьникам использовать нейросети, но с умом

Теория и практика

А вот учитель биологии 12-й школы Ольга Нужнова не задает своим ученикам рефераты. Отчасти потому, что это больше проверяет универсальные учебные умения, чем предметные знания, отчасти — именно из-за того, что ребята пользуются нейросетями.

«Активное распространение ИИ, безусловно, сказывается на современном образовании. Тенденция такова: нужно отходить от механического заучивания больших объемов информации, а вместо этого учиться быстро искать необходимое и критически оценивать полученные данные. Однако на практике воплотить такой подход в жизнь затруднительно — во‑первых, из-за запрета мобильных телефонов на уроке, ведь учитель не может на каждом занятии предоставить ученику компьютер или хотя бы ноутбук на пару. Плюс отношение к системам поиска готовых решений все еще настороженное (небезосновательно!) и со стороны родителей, и со стороны педагогов», — говорит учитель.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены