Лампочка и патиссон
Наверняка, многие помнят, как в 2020 году Обнинск буквально кипел по поводу создания бренда города. Тогда у наукограда должна была появиться единая символика, стиль, который был бы узнаваем везде — на улицах города, в сувенирной продукции и т. д.
Местные дизайнеры предложили две концепции, которые в народе получили названия «лампочка» и «патиссон». У каждой был свой логотип и даже слоган. Горожане тогда разделились на два лагеря. Одним больше пришлась по вкусу первая, «многослойная» идея — лампочка как намек на первую в мире АЭС, Федоровская вышка внутри и орбитали, сплетающиеся в сердца. Другие поддержали более лаконичный вариант — орбитали, которые по форме напоминают ромашку или патиссон. В соцсетях шли горячие споры и обсуждения — что лучше? На улицах города даже появились несколько баннеров с символикой одной из концепций. Но на этом все — администрация города тогда так и не провела официального опроса горожан и не утвердила единую концепцию.
В свою очередь, авторы «патиссона» во главе с Олегом Буновым поучаствовали со своим проектом в престижном всероссийском фестивале нового дизайна «Среда» и оказались в числе лучших из более чем тысячи участников. Также концепция бренда Обнинска вошла в лонг-лист международного фестиваля креативных индустрий G8. А еще к обнинским дизайнерам стали обращаться из других городов по поводу брендинга. Но на родине «патиссона», в родном Обнинске, вся эта история сошла на нет.
О создании бренда наукограда вспомнили также в 2022 году — администрация города сообщила, что разрабатывает новый «секретный» проект, не раскрыв его детали. Но воз и ныне там и сегодня.
Без имени
За вторым примером безрезультатных обсуждений далеко ходить не надо — площадь у Дома ученых. Власти не раз обещали, что новое городское пространство обретет не только «статус» — площадь ли это, сквер или все же парк,— но и название. Определиться должны были еще ко Дню мирного атома. Администрация даже изучила все версии горожан, которые те предлагали на просторах интернета. Проводили свой опрос и мы — на страницах нашей газеты читатели могли ознакомиться с мнением историков и краеведов, музейных работников и долгожителей города. Но площадь у Дома ученых так ей и осталась. Или сквером у дуба — как кому удобно. А территорию эту, между тем, позиционируют как новый центр города. Что ж, в таком случае Обнинск рискует стать первым городом с центром без имени.
В одни ворота
Что чувствуют обнинцы, мнение которых сначала вроде бы спросили, а потом ничего с этим не сделали? Примерно то же, что ребенок, у которого отняли конфету. Захотят ли люди после этого высказываться? Активно участвовать в жизни города? Например, тогда, когда речь идет не о брендах и названиях, а о более конкретных вещах, вроде денег на благоустройство, которые город получит только в случае активности горожан? Каждый год Обнинск еле-еле набирает заветные голоса, чтобы получить федеральные средства на создание новых мест отдыха. И журят за это жителей — мол, надо быть более активными. Но раз уж власти просят об этом обнинцев, возможно, их активность и инициативы стоит поощрять и в других вопросах? Или хотя бы не зарубать идеи на корню.