От ведра до завода

Автор: 21 ноября 2019 1054
На полную загрузку мусоровоза уходит около двух часов. Потом он разгружается — и отправляется на новый круг по городу. Ему предстоит вывезти еще не одну тонну мусора На полную загрузку мусоровоза уходит около двух часов. Потом он разгружается — и отправляется на новый круг по городу. Ему предстоит вывезти еще не одну тонну мусора

— какой путь проходит обнинский мусор

 На прошлой неделе «Спецавтохозяйство» отпраздновало свое 10-летие. Праздновали без помпы, что называется, в рабочем режиме. Хотя гордиться предприятию есть чем. Начав десять лет назад с трех мусоровозов и пяти сотрудников, сейчас «Спецавтохозяйство» транспортирует каждый день 288 тонн мусора. И не только из Обнинска: «Спецавтохозяйство» обслуживает также Жуковский и Тарусский районы.

Наш корреспондент проехал вместе с водителем «Спецавтохозяйства» весь путь мусоровоза — от многоквартирных домов до сортировочной станции.

Из контейнера…

Начинается маршрут рано утром. У каждого водителя — свой путевой лист со списком адресов. От домов мусор забирают в первую очередь. Магазины, кафе, офисы — во время второго, третьего «заходов».

Машины во дворах — проблема, которую пока никто не придумал, как решить. Пока не выпал снег —
ситуация еще терпимая. Но зимой все будет сложнее

Главная проблема, с которой сталкиваются водители мусоровозов, — оставленный во дворах транспорт. Далеко не все автолюбители паркуются аккуратно. Некоторые попросту перекрывают подъезд к контейнерам. Несколько раз, пока мы едем по маршруту, сердце уходит в пятки: из кабины кажется, что проехать мимо некоторых машин, не задев их, никак невозможно. Но водитель — профессионал, умудряется аккуратно провести мусоровоз даже там, где, на первый взгляд, для этого нет никакой возможности. Впрочем, порой вылезать из кабины ему приходится боком, не открывая дверь полностью — чтобы не задеть чужую машину. «Сейчас еще все более-менее нормально, — говорит он. — Проблемы начнутся зимой, когда снег будет мешать водителям парковаться на излюбленных местах».

На маршруте четко видно, как управляющие компании относятся к обслуживанию домов. У некоторых мусоровоз встречают дворники: они сразу после того, как отходы оказываются в кузове, подметают контейнерную площадку. В других местах не так: ветер гонит мелкий мусор. Уберут его, только когда дворник дойдет до конкретного двора. У некоторых магазинов водителю приходится самому выкатывать контейнер так, чтобы его можно было захватить манипулятором — сотрудники торговых точек этого не делают.

У некоторых домов дворники убираются сразу,
как только контейнеры опустели

На полную загрузку мусорной машины уходит около двух часов — плюс-минус полчаса в зависимости от маршрута. Потом она отправляется на сортировочный комплекс. Там разгружается — и едет на новый круг.
А привезенный мусор начинают сортировать.

…на сортировку

Сначала из него отбирают крупные предметы. Например, покрышки. Остальное подают на конвейер. Второй шаг — извлечь опасные отходы: ртутьсодержащие лампы, градусники, батарейки. Их сдадут на обезвреживание и утилизацию.

В «Спецавтохозяйстве» планируют наращивать мощность сортировки. В идеале на переработку
должна уходить половина отходов

Остальные отходы проходят через динамический сепаратор, где из общей массы отделяется гниющая фракция — остатки еды. Из нее можно делать перегной, чтобы использовать его для рекультивации закрывающихся мусорных полигонов. А еще — производить топливные брикеты, которые используются в специализированных котельных. В «Спецавтохозяйстве» очень хотят запустить этот проект. Но это дело не на один день.

Сухой мусор отправляется дальше. Рабочие выбирают из него практически все, что можно использовать для переработки: бумагу, стекло, пластик, пленку… В общей сложности сейчас на сортировке отбирают около 10 различных видов вторсырья! В конце линии — магнитный сепаратор, который отбирает металл. Он тоже отправится на переработку.

…и на переработку

В основном, перерабатывающие заводы, куда уезжает обнинский мусор, также находятся в Калужской области. Кондровская и Алексинская бумажные фабрики, Малоярославецкий завод полимерных изделий (туда едет пластик), ICM-Glass (стекло)… Всех не перечислить.

Десять видов вторсырья отправляются на переработку. В основном — на заводы,
расположенные в Калужской области

И все же пока на переработку уходит меньше мусора, чем могло бы. «Мы планируем наращивать объемы сортировки, чтобы как можно меньше мусора отправлялось на захоронение, — говорит один из учредителей «Спецавтохозяйства» Сергей Клименко. — По нашим расчетам, примерно половина отходов пригодна для переработки». Впрочем, если удастся на полную мощность запустить проект по переработке гниющей фракции, захораниваться будет еще меньше отходов.

Только цифры

«Спецавтохозяйство» сегодня — это 56 автомобилей и 200 работников.
Ежедневно предприятие транспортирует в среднем 288 тонн отходов из Обнинска, Жуковского и Тарусского районов, которые полностью обрабатываются на собственном сортировочном комплексе. Это — 103 тысячи тонн мусора в год.
За последние 5 лет на площадке отсортировано более 11 000 тонн вторичного сырья, которое отправлено на переработку (это железнодорожный состав из 188 вагонов). Причем, если в 2018 году на переработку отправили чуть меньше
1 900 тонн вторсырья, то только за 10 месяцев 2019 года — уже больше 3 000 тонн.
Каждый год количество мусора в Обнинске увеличивается на 4%.

Тариф подтвердился

В конце прошлого года в Калужской области ввели новый тариф – на обращение с твердыми коммунальными отходами. Для Обнинска его рост оказался очень значительным — в несколько раз. «Надо сказать, тариф посчитан очень корректно, — отмечает Сергей Клименко. — Хотя поначалу были сомнения, все ли верно рассчитано. Но по итогам уже десяти месяцев работы с регоператором видно, что те объемы, отходов, которые заложены в тариф, мы де-факто и вывозим».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены