Куда уходят деньги?
Как рассказала начальник управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна Еремина, запрашиваемая многомиллионная сумма взялась не с потолка — ее рассчитали по специальной формуле на основании требований федерального минстроя.
Если перейти с официального языка на бытовой, берут два основных показателя. Первый — сколько средств уйдет у ПАТП на транспортное обслуживание Обнинска. Здесь учтено все — и пассажиропоток, и количество километров, которое «накатают» автобусы, и их ремонт, и внедрение новых маршрутов, и зарплаты сотрудников, и даже установка новых табличек на остановках — список весьма широкий, под сотню позиций. Второй — уже более простой в расчетах — то, что предприятие заработает на перевозках. То есть, сколько людей заплатят за проезд. Потом стандартно из расходов вычли доходы — так и получили 250 миллионов рублей.
Для статистики: выручка ПАТП в этом году составила 200 миллионов рублей. Рост, к слову, колоссальный — на 116 миллионов, по сравнению с 22-м годом. А в 24-м намерены заработать 340 миллионов.
Тариф на месте
Впрочем, если говорить о денежной стороне вопроса, простых горожан интересует, поменяется ли плата за проезд. Ведь в той же Калуге, где также идет большая транспортная реформа, тариф подняли до 35 рублей. Как утверждают в администрации города, в ближайшее время плата останется прежней — 25 рублей за проезд. Впрочем, как долго будет длиться это «ближайшее время», не уточняют.
Тем временем в ПАТП говорят о резком росте пассажиропотока. За 10 месяцев 2023 года муниципальными автобусами Обнинска воспользовались 6,8 миллионов раз. Из них льготных перевозок — свыше 3 миллионов. И на предприятии надеются, что к концу года общее число перевозок «доберется» до миллиона в месяц.
Жалобы продолжаются
Правда, пассажиров волнует отнюдь не количество, а качество. Обнинцы продолжают сетовать на сбои в расписании. В администрации отвечают: с сентября их количество уменьшилось втрое. Таковы данные мониторинга. Однако они по-прежнему есть, и город продолжает работать на устранение срывов. И главная здесь забота — поиск новых водителей. Как говорят в ПАТП, дефицит медленно, но уверенно сокращается.
Также власти напоминают: скоро, в начале нового года, запустят новые маршруты 4А и 4Б. В результате тем пассажирам, кто едет на Аксеновскую площадь, в музыкальную школу, Храм Рождества Христова, не надо будет возвращаться со следующей остановки. Чтобы такая схема заработала, делают дополнительные остановки на Калужской. Однако работы затормозились: когда вскрыли асфальт, выяснилось, что застройщик частных двухэтажных домов по Калужской проложил электрокабель не на положенной глубине. На согласование схемы обхода, проведение тендера по дополнительным работам и прочие необходимые процедуры потребовалось время.
К слову, когда будут запускать «четверки», сделать это намерены плавно: 2-3 недели автобусы ПАТП будут работать параллельно с маршрутками.
Транспортная программа
Обнинские депутаты отмечают, что нужна городская транспортная программа — тогда процесс планирования доходов и расходов станет прозрачным и понятным. «Мы тратим 10% всех налоговых поступлений в городскую казну на автобусы, при этом недофинансируем социальную сферу, — констатировал депутат Александр Силуянов. — На этом фоне мы держим низкий тариф. Было бы разумно провести расчет реальной стоимости поездки, чтобы понять, реально ли ПАТП работать в плюс. Иначе в итоге может получиться, как с «Водоканалом», который долго сидел на низком тарифе и сейчас мы расхлебываем последствия. Но главное — хотелось бы иметь комплексную программу, которая позволит видеть перспективы. А то сейчас процесс носит несколько хаотичный характер. Мы сначала закупаем автобусы, потом внедряем новые маршруты, потом ищем водителей. Как итог — недовольство горожан».