«Я свое ИП закрыл, помещение и оборудование продал, деньги положил под проценты в банк, получается намного больше, чем зарабатывал, когда вел бизнес, — говорит владелец автомастерской Кирилл. — Пока решил отдохнуть. Честно говоря, очень устал, решая нерешаемые задачи: достать запчасти сложно, людей категорически не хватает, сотрудники просят увеличить зарплату. А если я для этого пробовал повышать расценки, клиенты уходили в другие сервисы. Турбулентность в экономике такая высокая, что не всякий предприниматель ее в состоянии выдержать. Многие мои знакомые тоже закрылись, пошли работать по найму. Говорят, жизнь стала гораздо спокойней».
Битва за дело
Таких историй в Обнинске становится все больше. Тревожно множатся новости о продажах крупных торговых объектов. В начале осени выставили ТЦ «Обними», на прошлой неделе стало известно о продаже второго этажа ТЦ «Курчатовский», на этой — ТЦ «Атласа». Судя по открытым источникам, за «Обними» просят более миллиарда, за этаж «Курчатовского» — 140 млн за «Атлас» — 450 млн. Как говорят их владельцы, сдавать торговые площади в аренду магазинам становится невыгодно.
«Вот простая арифметика, — рассказывает совладелец «Курчатовского» и депутат Горсобрания Лев Березнер. — Стоимость аренды квадратного метра — от тысячи до полутора тысяч рублей в месяц. То есть магазин в 300 кв. м принесет максимум 450 тысяч рублей в месяц. Из этого надо вычесть обслуживание, операционные расходы, налоги и пр. Овчинка выделки не стоит, нужно искать другие модели и инструменты вложений».
Если же продать эту самую недвижимость и тупо положить деньги в банк под 20%, выручка окажется гораздо большей, и это без всяких расходов, головной боли, траты времени и сил. Но такие ножницы большинству думающих людей внушают тревогу. Экономика у нас не растет на 20%, официальный прогноз на этот год — 3,6%. Так откуда возьмутся эти самые дикие депозитные проценты? Не получится ли так, что на длинных вкладах их съест разогнавшаяся гиперинфляция или, к примеру, лопнет банк, у которого надуется не обеспеченный реальной экономикой денежный пузырь? К тому же уже пошли разговоры о заморозке вкладов.
Малому и среднему бизнесу сейчас крайне тяжело. Игроки уже начали уходить с экономического поля |
Битва за деньги
«Вклады могут заморозить, — заявил, к примеру, директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. — У людей на счетах накопились какие-то огромные деньги — десятки триллионов рублей. А ставку впоследствии принято решение снимать. Понятно, что люди просто пойдут забирать эти деньги и принесут их на рынок. После этого на рынке начнется бешеная инфляция. А дальше возникает вопрос — какая должна быть стратегия действий, чтобы это не наступило? Один из достаточно очевидных вариантов такой: при снижении ставки люди смогут забирать с банковских счетов какие-то определенные суммы, но не все сразу. Такой сценарий возможен, чтобы не было вала денег, которые выплеснутся на товарный рынок и спровоцируют инфляцию».
Инфляция действительно зашкаливает. По данным Калугастата, цены на продукты за год увеличились на 9,6%. Но это в среднем. А, к примеру, сливочное масло подорожало на 23,7%, яйца на 20%, хлеб на 17,1%. И в непродовольственном секторе ситуация не лучше.
«Сотрудники приходят ко мне и просят увеличить зарплату, и я их понимаю: цены в магазинах растут, — рассказывает директор ПО «Домофон» Сергей Пасынков. — Взять эту прибавку мне неоткуда, разве что повысить стоимость наших услуг. Но разве это может понравиться людям? Далеко не все предприниматели могут увеличить цены на свою продукцию, и я знаю многих, кто был вынужден полностью уйти с рынка. И, конечно, когда мне говорят: вот кто-то продает торговый центр или еще какой-то бизнес, потому что это невыгодно, — я задаюсь вопросом: а кто их купит, если они не приносят адекватного дохода? В условиях, когда экономика накачивается громадным объемом бюджетных денег под военные расходы, приходится делать нестандартные ходы, лавировать, быть в постоянном тонусе».
Битва за кадры
Но бизнес находится не только под давлением финансов, когда те же кредитные ресурсы стали практически недоступны: шутка ли — 25–35% годовых? Вторая и, пожалуй, не меньшая проблема — пустой рынок труда. «Людей нет, — признается владелец отеля «Империал» Тигран Петросов. — И порой я сам или мои родные выходим в зал ресторана при отеле, чтобы обслужить клиентов, беремся за любую работу, вплоть до уборки посуды. А вот молодые люди, которые к нам устраиваются, если вдруг почувствуют, что им тяжело работать, тут же уходят, в один день. Как правило, у них нет привычки трудиться, часто это просто не воспитывается в сегодняшних семьях».
В отеле 40 номеров, средняя загруженность 60%, это хороший уровень. В Обнинск приезжает все больше гостей, идет постоянный поток клиентов, ресторан тоже востребован. Казалось бы, если все так хорошо, привлечь сотрудников можно повышением зарплаты. Но в гражданском секторе экономики это позволить себе мало кто может. «Чтобы добавить к зарплате, мне нужно повысить расценки, — говорит Тигран. — И я сразу стану неконкурентоспособным. К слову, нам очень мешают завышенные статданные по средним выплатам, которые, как я убежден, не отражают реальной картины. Ну откуда у нас в регионе средние зарплаты в 70 тысяч? Нет такого! Но подобная информационная картинка рождает у соискателей завышенные требования».
Конечно, гражданский сектор не может конкурировать с оборонным, куда государство вливает значительные средства. Вот как раз там зарплаты растут быстро, и этот факт опустошает рынок труда. Но иначе нельзя, идет СВО, и такая политика — вопрос выживания страны.
«То, что сейчас происходит на поле экономики, на финансовом рынке, объективно, — считает президент Обнинской торгово-промышленной палаты, депутат Горсобрания Вячеслав Наруков. — Общество вкладывается в ведение боевых действий, и это нормально. Кто-то помогает деньгами напрямую, а все остальные — дополнительным трудом, дополнительными усилиями. Сейчас время сужения приоритетов».