Искусственный интеллект против
Только за последние несколько месяцев они исчезли из ТЦ «Привокзальный», «Атлас», магазина «Родной» на ул. Лейпунского, «Пятерочки» у Старого универмага и т.д. Любой житель Обнинска может привести примеры по своему микрорайону.
«В транспорте нужна наличка — терминалы есть не во всех маршрутках, да и двойное списание с карты за одну поездку — не редкость, — рассказывает читательница. — Зарплату я тоже получаю наличными, а значит, ищу банкомат, чтобы положить деньги на карточку. А их все меньше и меньше, это очень неудобно».
Увы, приятных новостей не будет. Сокращение количества банкоматов — официальная политика «Сбербанка». «Оптимизация размещения банкоматов и терминалов опирается на AI-модели (технология искусственного интеллекта) и больше затронула города, чем села», — отмечают в Сбербанке.
Процесс начался не сегодня. В течение нескольких лет количество банкоматов планомерно сокращалось, примерно на 10% в год. Цифровизация вносит свои коррективы — все больше людей пользуются онлайн-приложениями. А теперь возник еще один фактор: нехватка комплектующих, большую их часть закупали за границей. Опять же обслуживать большое количество банкоматов накладно — инкассация, ремонт и т.п. стоят денег.
Но сумеет ли банк вовремя остановиться, нащупав равновесие между собственными интересами и интересами клиентов? Уже сейчас люди начинают ощущать неудобства. И коснулся этот процесс не только жителей Обнинска. В Жукове, например, в магазине «Магнит» зачастую выстраиваются длинные очереди к банкомату. Он единственный в микрорайоне, где можно внести наличные. Хотя еще недавно банкоматы стояли еще в двух торговых точках.
«Мы хотели бы вернуть банкомат»
Исчезновением банкоматов из магазинов недовольны не только обычные жители, но и представители бизнес-сообщества. «Я, как владелец, был против того, чтобы банкомат убрали из магазина «Родной» на улице Лейпунского, — говорит бизнесмен Олег Колесников. — Но, как пояснили сотрудники «Сбербанка», политика кредитной организации такова: если неподалеку есть отделения Сбера, банкоматы не нужны».
Для бизнеса банкомат в торговом зале — дополнительная услуга, которая способна привлечь покупателя. Зайдет человек положить деньги на карточку, а там, глядишь, вспомнит, что неплохо бы купить продуктов. Так, может быть, установить банкоматы других банков? «Я такой вариант не рассматриваю, — говорит Колесников. — Среди наших покупателей немало пенсионеров, они пользуются сберовскими картами «Мир». «Посторонние» банкоматы будут брать комиссию, пожилые люди предупреждения могут и не увидеть, заметят только по факту. А это лишний негатив».