Для наукограда статистика, мягко скажем, неутешительная. Кто и как при таком раскладе будет создавать «Обнинск-Тех», заниматься наукой, инновациями? Особенно если учесть, что многие дети приезжих плохо говорят по-русски.Более того, по словам директора «Державы» Оксаны Копыловой, где и снимался сюжет федерального канала, 20% из них имеют так называемый отрицательный профиль – то есть не хотят адаптироваться, ассимилироваться, вливаться в нашу культуру.
Рожденный в Обнинске
В последние дни много говорят о новом законе о мигрантах: те дети, кто не понимает русского, не должны учиться в школе. Собственно, во всем мире и применяется аналогичный принцип. А что интересно, основные положения закона родились в Обнинске. Было это три года назад. Тогда после серьезного мигрантского скандала в одной из обнинских школ в наукоград приехал руководитель Национального антитеррористического комитета Кирилл Кабанов. На встрече с губернатором в администрации города и были сформулированы главные позиции законопроекта, с которым в инициативном порядке позже обратилась в Госдуму Калужская область. Ее проект поддержали практически единогласно.
Но сделали это только сейчас. А между тем директора обнинских школ бьют в набат уже более десяти лет: нужны адаптационные центры для детей приезжих. Брать их без знания русского в школы — это значит лишать наших детей образования. В «Державе» не стали уповать на помощь сверху, а начали решать проблему самостоятельно.
Одинаково разные
В 2021 году, накануне нового учебного года, в «Державу» поступило 92 заявления на прием от родителей-мигрантов. И это в дополнение к 28 ребятам-инофонам, что уже на тот момент учились в лицее. Надо было принимать срочные меры. Именно тогда в лицее заработала уникальная для страны программа «Одинаково разные». Детей-инофонов поделили на группы по уровню владения языком — нулевой, низкий и базовый. И после уроков организовали для них занятия.
Что интересно, адаптационная школа «Державы» — это не только образование, но и целая система по работе с каждой семьей. С детьми и родителями работает не один классный руководитель, но и социальные педагоги, психологи, администратор и лично директор — они собирают огромный объем информации о ребенке и его семье, заносят в программу, которая позволяет координировать действия всех должностных лиц. Так, к примеру, школа сигнализирует об окончании регистрации такой семьи в полицию. Социальные педагоги выходят в семьи и фиксируют условия их проживания.
«Система позволяет выявлять семьи, которые приехали к нам не за тем, чтобы адаптироваться в обществе, — рассказывает директор лицея «Держава» Оксана Копылова. — Таких семей по итогам года оказывается порядка 20% от общего числа».
![]() |
Директор лицея «Держава» рассказывает московским корреспондентам о работе с детьми-инофонами |
Мотивированные дети
Кто-то наверняка спросит: а не слишком ли много внимания в лицее уделяют детям-мигрантам? Ведь ни для кого не секрет, что учителей сегодня катастрофически не хватает. А тут еще и ребят-инофонов нужно вытягивать на общий уровень. Но в «Державе» подчеркивают: адаптационная школа для приезжих проходит исключительно после уроков, как раз для того, чтобы не страдал основной учебный процесс.
Кроме того, эти уроки учителям оплачиваются отдельно, из стимулирующей части фонда заработной платы. И, по словам Оксаны Копыловой, интерес педагогов лицея к обучению инофонов растет. Если при запуске программы в ней участвовали всего 5 учителей — все боялись и не знали, как работать с такими детьми, то сегодня педагогов адаптационной школы уже 13.
«Я получаю удовольствие от того, что ребенок, который изначально ничего не знал, не понимал, через год буквально начинает говорить по-русски, читать Пушкина. Дети, которые приехали к нам, обретают новую Родину», — говорит преподаватель русского языка как иностранного Зоя Латыш.
К слову, адаптационная школа «Державы» приносит плоды уже сейчас — среди инофонов есть и хорошисты, и отличники, и даже призеры олимпиад.
Проблемы и решения
Конечно, сказать, что все в обучении приезжих так сладко да гладко, нельзя. Есть неуспевающие ученики, в том числе те, что остаются на второй и даже третий год обучения. Случаются в классах и конфликты, возникающие на межнациональной почве.
И они никуда не исчезнут просто потому, что принят новый закон. Проблема сильно запущена, и долгое время ее пытались всячески маскировать. Так что лечение будет длительным. Тем более что вопросов осталось очень много. Скрывать ответы на них опасно и бессмысленно.