Мозаика. Точка

Автор: 12 мая 2022 715
Мозаика. Точка

Такого вы скоро не увидите: знаменитое обнинское панно «Мир атома» на доме Ленина, 121 собираются частично перекрыть. Теперь — экраном для рекламных роликов

Яркое мозаичное панно «Мир атома», установленное в 1977 году, — один из городских символов. Дом Ленина, 121, в советское время принадлежавший заводу «Сигнал», давно уже в частных руках. Теперь там ресторан. Раньше назывался «Резиденция», теперь «Точка». Но владельцы все те же. Они прославились тем, что в начале 2016 года загородили нижнюю часть панно огромной рекламной конструкцией. На днях ее вдруг убрали. Проснулись добрые чувства? Нет. Дело, оказывается, в другом.

История вопроса

Знаменитое панно не имеет никакого охранного статуса, формально — оно не объект культурного наследия. Поэтому собственник может делать с ним все, что угодно. Может, например, вообще его уничтожить, и ничего ему за это не будет. Разве что общественность повозмущается и поохает.

Вот и в начале 2016 года, когда в тело мозаики вбили десяток металлических штырей, державших массивную рекламную конструкцию, возмутившихся варварством было немало. Горожане воспринимают мозаику как общегородское украшение, а не чью-то частную собственность!

Тогда со страниц народной газеты один из владельцев ресторана Николай Терновский обещал убрать «временную конструкцию», но не убрал. Наоборот — добился поддержки власти. Хорошо помню совещание в кабинете тогдашнего вице-мэра Вячеслава Лежнина на эту тему.

Оказывается, разместить что-то рекламное по закону можно только по согласованию с местной властью — чтобы не портить облик города. Очевидно же, рекламные баннеры на Ленина, 121, загораживающие часть панно, вид портят. Тем не менее, официальное разрешение на рекламную конструкцию выдали. Сроком на год. Но каким-то непостижимым образом реклама над входом в ресторан, загораживающая мозаику, провисела не год, а шесть лет. На днях металлическую конструкцию демонтировали, штыри из панно удалили.

Редкий вид. Сейчас панно ничем не загорожено

«Имеем право»

Директор и совладелец ресторана Вячеслав Булимов объяснил изменения вовсе не заботой об улучшении внешнего вида города: «Предыдущая рекламная конструкция морально устарела. Мы намерены установить небольшой экран, размером 3х5 метров, для демонстрации рекламы». Экран загородит часть панно, но, как говорит Булимов, «незначительно». В разговоре на эту тему владелец ресторана еще раз напоминает, что здание — в частной собственности, что у мозаики охранного статуса нет и т.д. А реклама предприятию необходима. Короче, «право имеем».

А что местная власть? Оксана Грицук, руководитель комитета по контролю в сфере рекламы, говорит, что установку любой наружной рекламы в городе необходимо согласовывать, просто так что-либо сделать нельзя. Она в курсе планов владельцев ресторана «украсить» здание экраном и не в восторге от них: «Мы вынесем этот вопрос на градостроительный совет, а еще организуем встречу главы администрации города с собственниками ресторана для переговоров. Мы попробуем предложить им альтернативные способы размещения рекламы».

Но, учитывая прежний печальный опыт и напор владельцев ресторана, шансы, что у них все же выйдет установить экран, крайне высоки. Стояла же их рекламная конструкция, загораживающая панно, шесть лет. И мэрия ничего не могла поделать. Правда, сейчас власть города всячески ратует за то, чтобы Обнинск стал максимально привлекательным с туристической точки зрения. И этот резон, по идее, должен повлиять на тон власти в диалоге с владельцами «Точки». Мы будем следить за этой историей.

Панно: интересные факты

Мозаика на фасадной стене здания завода «Сигнал» была создана осенью 1977 года. Ее автор — заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Андрей Николаевич Кузнецов (1930 — 2010).
Мозаики и витражи Андрея Кузнецова украшают несколько станций московского метро, общественных зданий в городах России и за рубежом. Обнинску, небольшому городу, сильно повезло, что в нем установлено мозаичное панно известного мастера.
Инициатива украсить стену масштабным панно на тему торжества науки исходила от первого директора завода «Сигнал», Героя Социалистического Труда Анатолия Мальского.
«К счастью, мастер обошелся без фигур ученых и «строителей коммунизма», что и сделало это произведение монументального искусства актуальным на все времена», — говорит заслуженный художник России Александр Шубин.
Для монументального панно была подготовлена специальная вогнутая металлическая конструкция. Панно представляет собой классическую мозаику, выполненную прямым набором смальты (специального цветного стекла).

Пример HTML-страницы
© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены