Это другое
Сколько жителей Обнинска убеждали в том, что электросамокаты, сегвеи и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМы) — это благо: быстро, экологично, имеют понятное руководство к управлению.
А вот статистика говорит об обратном. Лишь за прошлый год в наукограде не единожды случались ДТП, где водители СИМов наезжали на пешеходов. Тогда все обходилось «малой кровью». Но на прошлой неделе в Калужской области — первый летальный исход. Какой будет реакция властей?
Побеседуем
Как рассказал начальник ГИБДД Константин Бочинин, пока что новых мер регулирования движения СИМов не вводилось ни на городском, ни на областном уровнях. Поэтому перед открытием «опасного сезона», в первую очередь, проведут профилактические беседы в школах и детских садах: «Такие мероприятия стали регулярными. На этих встречах ученикам школ расскажут о правилах управления сегвеями и моноколесами, — говорит Бочинин. — Задача ГИБДД — предупредить происшествие».
Но провести профилактическую беседу явно мало. Ведь взрослые водители СИМов нарушают правила безопасности не реже, чем дети: «Это имеет место быть. Часто можно встретить, когда родитель с ребенком едут на одном самокате, например. Это запрещено по всем правилам. Поэтому таким нарушителям выносится предупреждение, а в случае повторения ситуации — административный штраф». Размер административного штрафа, предусмотренный законодательством, варьируется от 800 до 1,5 тысяч рублей.
Каждому свое
Любопытно и то, что водители СИМов пользуются разным статусом. Они и пешеходы, и водители. Это зависит от габаритов средства мобильности: «Например, владелец сегвея — пешеход. А электросамокатчик — водитель», — говорит инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Алина Тарасова. Такая корреляция чинит множество трудностей в организации безопасности: «Многие водители, нарушая правила дорожного движения, руководствуются тем, что они — пешеходы. Это настоящая наглость», — говорит Алина Алексеевна.
Правила для всех
Между тем постановление правительства от 06.10.22 года № 1769 устанавливает, что СИМ — это транспортное средство. Электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средства индивидуальной мобильности. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч. При этом масса такого электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг.
И в любом случае на тротуаре обычные пешеходы получают приоритет. Водители СИМ должны рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям таких устройств необходимо спешиваться.
А что еще важно, если СИМ имеет электродвигатель максимальной мощностью от 4 кВт и может развивать скорость до 50 км/час, управлять им разрешается с 16 лет и для этого нужны права категории М. Впрочем, это уже почти полноценный скутер, и сейчас речь не о них.
На новенького
На федеральном же уровне планируется ввести изменения в организацию движения СИМов уже к лету. Обнинск, вслед за регионом, должен к ним «подтянуться».
В 2024 году правительство планирует расширить понятия «СИМ», «электровелосипед», «мопед» и «мотоцикл». В ПДД введут правила остановки и стоянки СИМ. Появятся знаки, обозначающие парковки для электросамокатов. Водители СИМ будут должны останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД и проходить проверку на состояние опьянения.
Планируется внести поправки в закон «Об организации дорожного движения», которые обяжут владельцев СИМ вносить сведения о них в специальный реестр. Этот процесс будет регулироваться аналогично постановке машины на учет. ДТП с участием электросамокатов будут попадать в официальную отчетность ГИБДД и Росстата.
Кроме того, рассматривается законопроект об обязательной регистрации СИМ на портале Госуслуг. Предлагается снабдить эти транспортные средства номерами.
Не привыкнуть
Ведь до сих пор у водителей СИМов — от мала до велика — развязаны руки. Можно мимикрировать под пешехода и ссылаться на незнание законов. Но, как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. А ответственность — колоссальная: и за свою жизнь, и за жизнь и здоровье пешеходов Обнинска: «Мы надеемся, что к началу сезона соответствующие решения будут введены в работу», — говорит Константин Бочинин.
Жители Обнинска же переживают: как бы не повторились прошлогодние сценарии: «Интересно узнать, в этом году можно будет ходить по тротуарам, не рискуя каждые 5 минут быть сбитым парой на одном электросамокате, огромным дядькой на электровелосипеде, компанией, которая несется во весь опор и не смотрит перед собой, и так далее?» — пишет наша читательница.
Каким бы удобным ни казался электросамокат, гироскутер или иные виды средств индивидуальной мобильности, это удобство не стоит ни страха обнинцев, ни нервов родителей, ни детских увечий.