На дорогах Обнинска, Малоярославецкого и Боровского районов развернулась настоящая битва с тяжеловесным транспортом. Триггером стал ремонт ж/д переезда у ФЭИ — его, кстати, разбили сами перегруженные песковозы. Привычную для тонаров дорогу перекрыли, и те, не обращая внимания на дорожные знаки, наводнили улицы наукограда и окрестностей, разбивая отремонтированные улицы и угрожая безопасности движения.
Ситуацию обострило и то, что сроки открытия переезда сдвинули фактически на месяц — надо, чтобы бетон, которым уложили полотно, устоялся. Власти Обнинска и соседних городов установили запрещающие для транзита большегрузов знаки, подключили ГИБДД и даже оперативно организовали новый весовой контроль. Однако «генералам песчаных карьеров», похоже, закон не писан — перегруженные тонары продолжают курсировать по городским дорогам в нарушение всех правил. Кто победит в этой схватке — власть или большегрузы?
«Как они с нами, так и мы с ними»
У главы администрации Малоярославецкого района Вячеслава Парфенова лопнуло терпение — он перешел в «наступление». Песковозы разбили дорогу на улице Коммунистической, ремонт которой обошелся в 25 миллионов рублей. В эти выходные совместно с правоохранительными органами он организовал выездное совещание с карьерщиками. «Я спросил у карьерщиков, заработают ли они такие деньги за те несколько дней, что гоняют груженые песковозы по нашим дорогам. Они ответили, конечно, нет, — говорит Парфенов. — Нам надо выработать правила игры: либо ездить по правилам, либо не ездить вообще. И законные методы остановить их у нас есть. Как они с нами, так и мы с ними».
Но карьерщики, очевидно, по правилам играть не хотят. Как только комиссия отъехала от места встречи, песковозы дали по газам.
Что было дальше? В субботу совместными усилиями малоярославецких, обнинских и боровских властей удалось установить новый пункт весового контроля неподалеку от Боровска. И что? «Водители после остановки сотрудниками ГИБДД, перед взвешиванием на посту начали высыпать песок, — поделился Парфенов. — Понимание серьезности и неотвратимости наказания уже очевидно».
То есть водители большегрузов прекрасно понимают, что они вредят региону, разбивают его дороги, нарушают правила, но продолжают это делать, пока, что называется, инспектор за руку не схватит. Между тем ГИБДД имеет право не только штрафовать за перегруз, но и лишать прав сроком на 4 месяца. Почему-то эту действенную меру особо не применяют, а она способна в корне поменять ситуацию.
Перекрытый ж/д переезд у ФЭИ обострил проблему с большегрузами в Обнинске и соседних городах
Форточки закрыты. Окна — нет
В Малоярославце настроены жестко. А как в других местах? В соседнем Боровске власти тоже ломают голову и думают, что делать с большегрузами, — после запрета транзита через Обнинск там трафик тяжелой техники также серьезно увеличился. Естественно, местные коммунальщики опасаются, что дороги не выдержат такого натиска. Глава администрации Боровского района Николай Калиничев дал поручение на запрет проезда — других законных вариантов спастись от перегруженных песковозов нет.
А как ситуация сейчас обстоит в Обнинске? Пока горожане продолжают наблюдать, как груженые машины курсируют по улицам города. Причем обнинцы даже выучили их график и маршруты движения: ранним утром или поздним вечером центральные магистрали — Гагарина, Маркса, Белкинская, Курчатова — оккупируются нарушителями.
И это — несмотря на принятые меры. На Северном въезде недавно установили знак, запрещающий транзит тяжелого транспорта через город. Простоит он, как минимум, пока не откроют железнодорожный переезд в районе ФЭИ, сообщают в администрации. Однако тонары прут под запрещающий знак, будто его и нет.
Почему же ГИБДД не ловит нарушителей за руку и не разворачивает их на подступах к Обнинску? На самом деле, как там говорят, патрули стоят — в районе АБЗ, а также Кончаловских гор (с перерывом на пересменку и обед). «Установить там регулярные посты возможности нет, — констатирует начальник ГИБДД Константин Бочинин. — Тем более, что никто не снимал с нас первоочередных задач по сохранению здоровья и жизни граждан. Тем не менее, с начала этого месяца составлены десятки административных протоколов на водителей большегрузов».
Однако закрыть форточки при открытых окнах — не слишком эффективный путь. Если уж перекрывать город перед нарушителями, то целиком. Дежурить же на одном направлении смысла просто нет.
Бесконтрольный контроль
Постойте! Но ведь строительство тех же дорог невозможно без песка. На карьеры получены лицензии. У водителей большегрузов есть права. Они везут не наркотики и не какую иную запрещенку, а нужный строительный материал!
Все так. Только возить его надо по правилам. А правила диктуют допустимую нагрузку на ось. У нас же в карьерах используют большегрузы, которые заведомо не проходят под нормативы, а потому стремительно губят полотно. Получается, государство тратит огромные деньги на ремонт дорог, а для этого ремонта песок везут тонары, которые тут же эти самые дороги и разрушают. Дорогущий круг замыкается. Сотни государственных миллионов вылетают в трубу, зато «карьеристы» считают барыши.
Казалось бы, есть способ ограничить их жадность — весовой контроль. Но то, как до сих пор это делалось у нас, никакой критики не выдерживает. Ситуация выглядит полным издевательством: перегруженный песковоз едва-едва ползет через весовой контроль, чтобы датчики не сработали, собирая за собой огромную пробку. Кстати, зимой этого года губернатор Владислав Шапша пообещал, что возьмет ситуацию с большегрузами на личный контроль: «Проблему решать нужно. Я обязательно прослежу, чтобы вопрос работы весового контроля на АБЗ не остался пустышкой. Нужно, чтобы машины перестали разбивать там дорогу».
Но они продолжают разбивать! Тут даже вариант про «хотели как лучше» не проходит. Потому что если бы хотели как лучше, то установили бы другие системы контроля. Например, в том же Малоярославецком районе есть предприятие «Альфа-Эталон», которое занимается весовым оборудованием. Оно оснащено такими датчиками, которые зафиксируют перевес даже при скорости движения в 1 км/ч. И оборудование это российское, а не импортное, что было установлено на дорогах перед Обнинском. На недавнем совещании представителей обнинских, малоярославецких и боровских властей с руководством области Парфенов предложил использовать этот опыт. Пока предложение, что называется, на рассмотрении.
* * *
Возможно, как раз сейчас настал тот час Х, точка невозврата для власть имущих, чтобы навсегда ликвидировать проблему с движением перегруженного транспорта. Бизнесмены с карьеров позволяют себе нагло разбивать наши дороги, в которые вложены сотни миллионов. Кто выйдет победителем — власти или карьерщики? Пока вопрос открытый.
А что камеры? Почему они не помогают бороться с перегруженными песковозами? Так проехался бы по городу, собрал штрафов на десятки тысяч — в следующий раз не стал бы этого делать. Сейчас ведь весь город камерами обвешан. Неужели они не могут «ловить» тяжелых нарушителей? «К сожалению, программное обеспечение не позволяет фиксировать вес и размер транспортных средств. Оно «работает» только на номера автомобилей, — рассказывает руководитель ГО и ЧС, депутат Горсобрания Сергей Краско. — Но если, например, фура припарковалась в неположенном месте, нарушение обязательно будет зафиксировано».