Это была уже вторая встреча с прессой в формате дружеского чаепития с момента назначения Лежнина на должность градоначальника. Он уже освоился в новом статусе и, по его словам, «глобально погрузился» в жизнь города. Хотя со многими вопросами приходится знакомиться совсем с иного угла зрения, чем прежде. «В областном министерстве я научился работать в многоплановом и многозадачном режиме, и теперь требую того же от коллег», — заявил мэр.
И главной в работе он по-прежнему видит консолидацию общества в достижении целей СВО. Поэтому продолжает ездить в подшефный Первомайск, встречаться с бойцами и заниматься их поддержкой.
Но в парадигме «Война и миръ» второго понятия совсем не исключает. Более того, работает над ним пристально, со своим характерным почерком. Журналисты же с вопросами не стеснялись…
О транспорте
Положение с движением городских автобусов не улучшается. Чтобы привести ситуацию в порядок, по вашей инициативе в администрации даже должность специального вице-мэра ввели, который должен курировать работу общественного транспорта. Прошло значительное время, но место остается вакантным. Почему?
Лежнин. Сейчас как раз ведется оформление кандидата на должность. Рассчитываю, что через две-три недели он приступит к своим обязанностям. В его подчинении будут два специалиста, и им предстоит всерьез заняться этой острейшей на сегодня темой для Обнинска.
Хочу сказать, что она в отсутствие профильного замглавы не была пущена на самотек, всеми вопросами мы серьезно занимались. Еженедельно проводим совещание с руководством «Обнинского городского транспорта» (так после реорганизации называется ОПАТП), встречаемся с директорами крупнейших городских предприятий.
Будут ли меняться графики работы предприятий и социальных учреждений, прежде всего школ и детсадов, чтобы снизить негативные последствия в сбоях движения автобусов?
Лежнин. Мы обсуждали целесообразность изменения времени начала работы отдельных подразделений с руководством ФЭИ и «Технологии» — эти предприятия находятся в наиболее далеких с точки зрения доставки сотрудников местах. И дело тут не только в сбоях с расписанием. Плотность движения транспорта в последние годы значительно возросла. Только на «Технологию» по утрам едут от 600 до 800 машин, а, например, в Ворсинскую промзону — несколько тысяч автомобилей.
В часы пик город встает в пробки. Это объективная реальность, и автобусы, сколько их ни пусти на линию, вовремя доехать не могут. Конечно, никого принуждать сдвигать графики мы не будем, да и права такого не имеем, это должно быть решением самих предприятий.
Что касается социальных объектов, то мы провели большой анализ. И кое-где нужны управленческие решения. Скажем, утром улица Курчатова у 4-й школы превращается из условно четырехполосной в трехполосную, поскольку родители подвозят детей и оставляют на обочине свои машины. Очевидно, имеет смысл организовать подвоз детей с другой стороны, например, с улицы Мира.
Прошла такая информация, что многие новые автобусы уже сломаны, стоят на приколе и ждут запчастей. Если это так, то зачем затевалась вся эта транспортная реформа?
Лежнин. То, что автобусы ломаются и ремонтируются, это нормально. И у ОГТ есть к тому все возможности — свой гараж и свой штат ремонтников. Было бы гораздо хуже, если бы такой транспорт выходил на линию.
Может быть, пора вернуть частников на городские улицы? ОГТ стоит городу непомерных денег, а требуется ему все больше и больше, тогда как частники никогда не были и не будут нагрузкой для бюджета. Тем более, владельцы транспортных фирм говорят, что сейчас у них есть в наличии автобусы.
Лежнин. Во-первых, до сих пор частные маршрутки выходят на городские линии. И будут выходить в следующем году. При этом им отданы наиболее прибыльные маршруты. Если у них есть автобусы, что мешало выводить их раньше? И где гарантии, что их транспорт будет безопасным, а водители будут ежедневно проверяться?
Во-вторых, муниципальный транспорт априори убыточен. Всюду и везде. Хотя, конечно, работу ОГТ необходимо оптимизировать, чтобы автобусы не ложились таким бременем на городской бюджет.
Я прекрасно вижу все ошибки, которые связаны с так называемым транспортным переходом, и понимаю, что нужно делать, чтобы их исправлять. Задача — за следующий год решить эти вопросы. Но давайте вспомним, с чего все начиналось. Люди криком кричали, жалуясь на маршрутки, — на опасность вождения, грязь в салонах, хамство, обман с деньгами. Просто когда это исчезло, мы тут же забыли о прошлых бедах. И так, кстати, бывает всегда. Вот, к примеру, власть долго критиковали за отсутствие остановочных павильонов — их не было с июля. Поставили. Ну, думаю, теперь жалобы прекратятся по этому поводу. Ан нет — их число удвоилось: теперь не нравится вид павильонов.
Люди не перестали жаловаться после того, как поставили новые павильоны |
О медицине
Анализ КСП выявил стабильное снижение числа врачей и среднего персонала в КБ № 8 за последние четыре года на фоне стабильного же роста населения города. Жители жалуются на невозможность записаться на прием к узким специалистам на бесплатной основе в то время, как за деньги эти специалисты могут принять пациента в государственной клинике оперативно. Обнинск за последние 4 года выделил 110 млн как раз на решение проблемы кадрового дефицита. Насколько эффективно расходовались эти средства и есть ли смысл что-либо менять в подходах города к оказанию помощи КБ № 8?
Лежнин. Во-первых, хочу сказать, что КБ № 8 заметно преобразилась — проведена большая работа, и она видна. В обнинскую больницу приезжают люди со всей округи, и это о многом говорит.
С другой стороны, идет битва за кадры — и это тоже не секрет. Врач, медсестра на сегодня — остродефицитная специальность. Министр Константин Пахоменко ввел программу «Земский врач» — молодые специалисты получают выплату в 1 млн и так получилось закрыть брешь на селе, люди пошли.
И нам в Обнинске тоже надо думать о привлечении медиков. К примеру, есть у нас программа по компенсации найма жилья. Но там столько ограничений, что деньги не востребуются. Так их надо снимать, эти ограничения! Иначе врачей перетянут в другие места.
Горожане не перестают жаловаться на закрытие филиала детской поликлиники на Энгельса
Лежнин. Мой настрой — филиал надо открывать. Помещение это муниципальное, оно сдавалось больнице в безвозмездную аренду, но сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Я понимаю, как неудобно горожанам, которые вынуждены ездить в детскую поликлинику на Ленина из других районов. Но филиалу необходим ремонт. Сейчас нужно создать его проект, потом — выполнить работы. Думаю, за год-полтора проблема будет решена.
О культуре
Были планы в этом году отремонтировать библиотеку «Стекляшка», на что выделялось 27 млн руб. Но ремонт перенесли. Можно ли быть уверенными в ремонте библиотеки в следующем году?
Лежнин. Да, были планы поменять в этом году окна в «Стекляшке» на новые, пластиковые. Конечно, сперва надо было бы подумать о воздухообмене и наладить его. Вот в этом году заменили окна в одном из спортобъектов, теперь там дышать нечем, скапливается конденсат, стены покрылись грибком.
Так и в «Стекляшке»: начинать надо не с окон, а с крыши. Если крыша течет, все остальное вторично. Надо профессиональней к ремонту относиться, чтоб не тратиться на него по второму разу.
Также в планах было создание арт-пространства в Доме офицеров. Город даже конкурс соответствующий Росмолодежи выиграл — на проект выделялось 35 федеральных млн. Почему отказались от него?
Лежнин. Дело в том, что доля софинансирования со стороны города была несуразно велика — около 150 млн, впятеро больше, чем вкладывал федеральный бюджет. У нас таких ресурсов нет. Особенно если посмотреть на заполняемость культурных учреждений.
Создается дисбаланс. 68% нашего бюджета — социальной направленности. Мы постоянно добавляем и добавляем средства к уже утвержденным суммам. К примеру, в этом году выделили 60 млн на мероприятия по 70-летию Первой в мире АЭС, 40 млн прибавили к ремонтам учреждений культуры. Получается, мы создаем новые возможности, а адекватного интереса к ним нет. Залы наших культурных учреждений не заполняются — это можно отнести и к Дому ученых, и к ГДК, хотя мероприятия там предлагаются очень интересные и на высоком профессиональном уровне. Вложились в Музей истории Обнинска, открыли его второе крыло прекрасной выставкой Кончаловского, которая сама по себе достаточно затратна. И что? С учетом приезжих на выставке побывало всего полторы тысячи человек.
Что можете сказать о реконструкции Морозовской дачи?
Лежнин. Сейчас у нас в планах — сохранить ее. Основная задача — чтоб не текла крыша и работало отопление, быть может, сделать там рядом небольшую газовую котельную. А реконструкция — дело будущего. На нее надо искать деньги.
Вообще хочу сказать, что жить надо по средствам. Так, чтобы прежде всего сохранить то, что есть, и содержать то, что есть. А потом уже думать о новом.
Морозовской даче пока хотят сделать отопление и починить крышу. О реконструкции речь пойдет позже |
О перспективах
На прошлой неделе в Обнинск приезжала группа разработчиков мастер-плана города. Когда будет готов первый вариант документа? Планируется ли привлечь горожан к обсуждению мастер-плана?
Лежнин. Хочу сказать, что эта работа была, конечно, начата не на прошлой неделе, а гораздо раньше. Большие усилия по включению Обнинска в список двухсот высокотехнологичных городов, которым будет выделяться приоритетное финансирование, приложил губернатор Владислав Шапша. Для этого и необходим мастер-план. А Обнинску к тому же повезло в том смысле, что его под крыло взял Росатом: он курирует мастер-планы для 31 атомного города. Для нашего города выбран акцент Обнинск.Теха, но понятно, что кусочками такие масштабные документы не делаются. Рассматривается весь Обнинск как единый организм. И, конечно, мы с удовольствием услышим чаяния жителей. Будем стараться работать максимально слаженно, чтобы успеть попасть в федеральную программу уже будущего года.