На входе в 18-ю школу появился черный ящик. Туда можно «кидать» анонимные жалобы, и сделать это могут все — ученики, учителя, другие работники школы и даже директор. А разбирать эти жалобы под руководством школьного психолога будут медиаторы — ученики старших классов.
А поговорить?
Медиация — способ решения конфликтов с помощью третьего лица, медиатора. «Суть ее — погасить конфликт. И сегодня это, к сожалению, очень актуально, потому что люди разучились разговаривать, — рассказывает педагог-психолог 18-й школы Елена Раевская. — А конфликт, между тем, зачастую не связан с предметом спора. И понять это помогает медиатор, незаинтересованная сторона. Когда он задает правильные вопросы, становится понятно, кто, за что и на кого обижается, что на самом деле делят люди».
Медиация — явление не новое, и в городе давно применяется в разных сферах. Но в школе — впервые. И это заслуга коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате. Они первые поняли, что начинать нужно со школ, ведь дети — это будущие взрослые.
Таких не берут в… медиаторы
Служба медиации в 18-й школе пока только зарождается. Сейчас в ней несколько учеников из 8-го, 9-го и 10-го классов. Основная служба базируется в 10-м классе. По задумке педагога, старшее звено будет разбирать конфликты младших. А младшие будут учиться у старшеклассников, набираться опыта и равняться на них — таким образом, запустится самообучающееся колесо.
Первым медиаторам повезло — их пока набирают по желанию. Но в будущем дело поставят на конкурсную основу. «Будем учитывать успеваемость и поведение. Также медиатор должен обладать культурой речи и определенным набором внутренних качеств — быть гибким, объективным и т.д. В планах — разработать внутришкольный Кодекс медиатора. Хотелось бы, чтобы ребенок с детства стремился попасть в медиаторы и прилагал к этому все усилия», — пояснила Елена Раевская.
Медиаторов ждет полугодовое обучение и практика. Они будут присутствовать при решении конфликтов, учиться вести документацию — журнал медиации, протоколы и т.д. Также ребята будут «качать» свою объективность — выполнять упражнения, которые помогают стать третьей, беспристрастной стороной конфликта. Кроме того, медиаторы будут посещать настоящие судебные процессы, общаться с юристами и слушать лекции от специалистов ТПП — чтобы усвоить юридические основы и понимать, как все устроено в реальной жизни.
Конфликт — это не страшно
А что до самих участников конфликта? Почему медиация важна для них? «Прелесть медиации в том, что в конфликте не ищут виновную сторону. Даже если люди не помирятся, они выйдут в нейтральном отношении друг к другу, — объясняет психолог. — И это очень актуально именно для детских конфликтов. Ведь если брать ссоры, например, в начальных классах, то обычно это происходит так: они играют, заигрываются, кто-то кого-то обидел/толкнул/обозвал. Кажется, что это конфликт, который порой доходит до родителей. Но начинаешь разбирать ситуацию с детьми — оказывается, что это был игровой момент, случайность, и претензий друг к другу у детей нет. Они извиняются, жмут руки и расходятся».
После таких разборов дети будут понимать, что конфликт — это не страшно, «меня не поругают», а выслушают мою точку зрения.
Что в черном ящике?
Первый черный ящик медиаторы уже разобрали. Серьезных жалоб там не было, но работать определенно есть с чем. Например, сразу несколько жалоб поступило на группу семиклассниц, которые возомнили себя королевами школы — классический сюжет американских фильмов. Дети жалуются, что три лучшие подружки громко слушают музыку с колонки, включают матерные песни, оскорбляют сверстников и их родных.
Были среди анонимок и жалобы на хулиганов — один дерется и толкается, ставит подножки, другой — обзывается. Также в ящик бросили несколько жалоб на учителей и других сотрудников школы. А для кого-то из ребят черный ящик сыграл терапевтический эффект — ученица пожаловалась на свою подругу и тут же написала, что все равно любит ее. «Она высказала свои внутренние переживания и облегчила сознание. Теперь она не будет думать об этом и это не будет ее беспокоить», — прокомментировала записку психолог.
Большинство записок пришлись на 7-8-е классы — по словам психолога, одни из наиболее конфликтных с точки зрения возраста. Каждый конфликт медиаторы распределили между собой — кто с кем будет работать по оставленной жалобе.