Их главная особенность — интерактивность и игровая подача. Никаких скучных лекций и записей на доске. А еще хотят устраивать экскурсии в сам центр.
Привет из 3057-го
Из далекого 3057 года к обнинским школьникам прилетают профессора Ми и Джи. Они рассказывают ребятам, что в будущем планета стала непригодной для жизни из-за мусора, и только они смогут помочь исправить это. Так начинается экоурок. На нем профессора в белых халатах играют с детьми, показывают им фрагмент мультфильма «Валл-И», рассказывают, что можно сделать, чтобы спасти планету, предлагают ребятам попробовать рассортировать пластик, металл, бумагу и стекло.
«Урок строится на эмоциях детей, — рассказывает Мария Гасина (профессор Ми). — Эмоция позволяет закрепить в памяти ребенка какой-то момент такой сложной темы, как раздельный сбор мусора. Кто-то запомнил, что батарейку нельзя выкидывать, кто-то — что нужно собирать пластиковые крышечки». Самая отзывчивая аудитория для таких уроков — дети, начиная от старшей группы детского сада (6 лет) и до 5-го класса.
Интересно, что запрос на экоуроки чаще всего поступает от родителей — тех, кто уже сортирует дома отходы. Для школ и детсадов визит гостей из будущего чаще всего становится чем-то новым, но никогда не проходит бесследно. В учебных заведениях начинают собирать «добрые крышечки» или, например, макулатуру — и ребята могут каждый день применять на практике полученные знания.
Осенью в экоцентре планируют подать заявку на грант, чтобы проводить уроки массово для всех школ и детсадов.
На экскурсии в экоцентре школьникам нужно все трогать
Трогать, рвать, шуршать
В отличие от экоуроков, на экскурсию в центр могут прийти и старшеклассники — подача информации подбирается в зависимости от возраста. Но главное правило для любой группы — все можно и нужно трогать.
Так, во время первой экскурсии первоклашки из 6-й школы шуршали пакетами и на слух определяли, какие из них полиэтиленовые, а какие полипропиленовые. Ребята узнали, почему один контейнер мнется, а другой крошится, хотя на вид они одинаковые. Почему из одного можно сделать новые линейки, книжки, тетрадки, обложки, а из другого — ничего. «Все это вызывает интерес у детей, ведь это то, что их окружает, то что их касается. В таком контейнере мама покупает мне пирожные, а в такой бутылке у нас дома стоит молоко», — поясняет руководитель обнинского экоцентра Анна Лутай. — Также мы им показываем продукты переработки из пластиковой бутылки — строительные ленты, профили, игрушки, плед, стекловату».
В экоцентр дети приходят не с пустыми руками — им заранее дают задание собрать дома с родителями пакет отходов. И на экскурсии ребята сами раскладывают по контейнерам яйца от «киндеров», палочки от леденцов, трубочки от напитков, фантики, детальки конструктора, пластиковые бутылки и др. За старания, как и взрослые, они получают купоны эколояльности, которые можно потратить на скидку в магазинах и кафе города.
Интересный факт: экскурсии в центр «родились» благодаря инициативе обнинской учительницы — она предложила активистам такой формат для детей. Волонтеры поначалу к затее отнеслись скептически — уж очень ограничена площадь для экскурсий. Но результат превзошел ожидания и экоцентр уже подыскивает свободное время для следующих желающих прийти в гости.
Сейчас в планах разработать также обучающую программу для взрослых — лекции плюс мастерская. «Это будет что-то вроде плавного погружения взрослого в мир отходов, которые нас окружают. Будем учить не только правильно разделять отходы, но и по возможности переходить на многоразовые вещи — бахилы, шопперы и ватные диски», — поделилась планами Лутай.