Озарение внутри
В Технопарке «Обнинск» собрались специалисты порядка 15 инновационных предприятий малого и среднего бизнеса — «ЛазерКомпозит», «Теклеор», НПП «Метра», «ГАЛАКТИК» и др. Руководители, технологи, менеджеры по развитию компаний разделились на три команды, каждой из которых достался кейс — обширная задача, которую обычно в компаниях решают месяцами. Здесь надо было уложиться в три дня.
Особенность бизнес-игры в том, что конкурентная борьба велась не только между командами, но и внутри них. Каждый день участники определяли лучшего игрока. И потом получали возможность перекупать победителей друг у друга на игровые деньги. Так, за одним столом могли оказаться специалисты из абсолютно разных сфер — например, робототехники и производства пищевых продуктов.
«Я занимаюсь промышленной полиграфией и производством композиционных упаковочных материалов, а попал в компанию, которая делает сыр тофу. Где я и где тофу? — поделился впечатлениями от тренинга гендиректор «ИЛОКС ЛТД» Андрей Бородин. — Но у меня есть навыки, которыми я могу поделиться. Оказалось, что люди разных направлений в команде рождают новое видение, помогают заметить то, на что вы могли не обращать внимания».
Различными были не только сферы деятельности компаний-участников, но и их уровень. «Тут и компании, которые зарабатывают 125 тыс. в год, и предприятия с годовым оборотом 800 млн. А есть ребята, у которых и бизнеса как такового еще нет — они пришли просто с идеей. И все эти люди сидят за одним столом и в едином эмоциональном поле создают решение. Происходит озарение внутри — отсюда и название симулятора «Insight Inside», — рассказывает ведущий тренинга, вице-президент «Союза маркетологов России» Алексей Вертунцов. — Некоторые компании очень долго работали над своим продуктом — они 10-15 лет на рынке. И, казалось бы, собаку на этом съели. Но за три дня они рождают такое количество новых идей по улучшению бизнеса, как никогда за все годы работы».
Тофу в маринаде и электронный пюпитр
Одну из задач предложила компания «Порционные продукты» — они занимаются продажей сыра тофу и захотели занять новую нишу — производить соевый продукт в разных маринадах, тофу с добавлением орехов, приправ и т.д. «Родилась идея, в которой авторы не были уверены, но к третьему дню игры у них уже было четкое понимание, что делать», — рассказывает Алексей Вертунцов.
До тренинга продавцы тофу своей главной целевой аудиторией считали постящихся людей. Но в процессе игры команда рассмотрела и других потребителей соевых продуктов — веганов, «хипстеров» (тех, кто ест такие продукты, потому что это модно). И оказалось, что постящиеся — не самая емкая целевая аудитория. «А почему мы раньше не делали на них акцент?» — спрашивают себя производители.
Второй кейс — онлайн-платформа для обучения игре на музыкальных инструментах. По сути, это просто идея, с которой пришла компания «Технософт» — бизнес только в разработке. Ребята хотели сделать образовательную платформу, каких много. Но к третьему дню у них абсолютно поменялось представление о том, что нужно. «У ребят есть электронный пюпитр, устройство, с помощью которого можно с нуля научиться играть на музыкальном инструменте. На нем высвечиваются ноты, есть микрофон и возможность получить обратную связь от профессиональных музыкантов.
Также у них есть огромная база музыкальных инструментов, которые они сдают в аренду по всей России. И все это можно объединить — потребителю приходит, например, саксофон и электронный пюпитр, и даже человек, у которого нет слуха, научится играть. Это очень актуально и удобно, ведь сегодня мы живем в мире аренды», — говорит бизнес-тренер.
Найти рынки сбыта
«Конечно, идеальный проект за три дня не родится, но появится огромное количество материала, основа, с которой компании смогут дальше работать», — говорит Алексей Вертунцов.
«Решение кейсов позволит компаниям выйти на новые рынки сбыта — понять, с кем они сегодня могут успешно работать в условиях импортозамещения и взаимодействия России с дружественными странами, — отмечает генеральный директор АИРКО Павел Гранков. — Проще говоря, бизнес-симулятор учит их, как чувствовать себя на рынке конкурентоспособными и не умереть. Кроме того, такие мероприятия — хорошая перспектива для взаимодействия предприятий на территории Калужской области между собой».
Бизнес-симулятор для предприятий в Обнинске устроили впервые. Но теперь АИРКО планирует проводить подобные мероприятия на постоянной основе. Причем не только по общим задачам бизнеса, но и по узким направлениям — айти, фармацевтика и т.д.