Задача перед Галиной Слесаревой и ее помощниками стоит очень сложная: обследовать место, где во время предыдущей экспедиции был обнаружен мотор пикирующего бомбардировщика, и зафиксировать все находки, имеющие отношение к гибели самолета. Затем нужно будет установить фамилии этого экипажа, выяснить, когда и при каких обстоятельствах разбился самолет, и найти родственников летчиков.
Такая работа занимает годы. Но Галина Слесарева к ней готова. Она сорок лет занимается поисковой деятельностью и имеет бесценный опыт…
Имена летчиков должны быть установлены
В 2018 году из Юхновских болот Слесарева и ее помощники подняли бомбардировщик Пе-2, погибший осенью 1941 года. Сохранился номер мотора и самолета, но сведений об экипаже в архиве получить не удалось: в 1941 году не велось учета, куда конкретно отправляли с завода эти бомбардировщики, и получалось, что они нигде не числились.
Три года Галина Владимировна искала сведения о летчиках, и только благодаря ее упорству в 2021 году были установлены фамилии экипажа: это пилот Павел Моторин, стрелок-радист Семен Халабурдин и стрелок-бомбардир Николай Мартыненко. Были выяснены и обстоятельства их гибели. 130-й ближнебомбардировочный авиационный полк, в составе которого был найденный тяжелый бомбардировщик Пе-2, сражался на Варшавке под Юхновом 5 октября 1941 года, именно там, где десантники майора Ивана Старчака удерживали мост через Угру, и именно тогда, когда курсанты подольских училищ выдвинулись за защиту Ильинского рубежа.
6 октября экипаж Моторина уничтожил 25 машин с пехотой и 10 танков. Его самолет атаковали 20 немецких истребителей. В неравном бою Пе-2 был подбит, загорелся и упал возле деревни Рыляки.
Родственники Павла Моторина, приехавшие в прошлом году в музей, были потрясены: все эти годы они выходили вместе с Бессмертным полком, неся фотографию Павла Моторина, но даже предположить не могли, что погибший экипаж будет найден. Все трое летчиков похоронены в прошлом году на родине командира самолета…
А тот самолет, который Слесарева ищет сейчас, разбился в пятистах метрах от места гибели экипажа Моторина. Мотор был найден именно там.
Заполнить белые страницы
Под Юхновом бои шли очень тяжелые и осенью 41-го, и зимой 42-го. Его освободили только в начале марта 1942 года. Это место, где словосочетание «героически сражались» имеет самое прямое и незамутненное значение. Вот история еще одного самолета. В 2016 году Слесарева выяснила обстоятельства гибели «Харрикейна», одноместного истребителя, которым управлял младший лейтенант Иван Кондратенко. 4 марта 1942 года он вступил в бой с фашистскими Ме-109. Одного сбил, но попал под огонь второго. Кондратенко направил падающий самолет на здания, где находился штаб пехотной дивизии… Сгорел вместе с самолетом. Все эти годы числился пропавшим без вести. Представляете, что чувствовали его родственники, когда узнали о подвиге Ивана Кондратенко?
Гражданская инициатива
«То, что происходило под Юхновом, до сих пор очень мало изучено, — говорит Галина Слесарева. — Сплошные белые страницы».
И Галина Владимировна делает все, чтобы страницы заполнились именами: «Война не может считаться законченной, пока не похоронен последний павший солдат» — эти слова Александра Суворова помещены в экспозиции музея «Судьба солдата».
Осенью прошлого года Галина Слесарева установила плиту, на которой выбиты имена экипажа Моторина и Ивана Кондратенко. Памятник стоит на Варшавке за Юхновом на повороте на Бардино.
А главное, что около 500 школьников Обнинска, посетивших музей во время зимних каникул, узнали о подвиге советских летчиков.
Коллективы Музея истории города Обнинска и ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина выдвинули Галину Слесареву на конкурс «Человек года» в номинации «Гражданская инициатива» за сохранение памяти о погибших летчиках.